Цель и содержание модуля. Цель:систематизировать феноменологию, условия возникновения, характеристики, диагностические признаки конкретных эмоциональных процессов и состояний; выделить

Цель: систематизировать феноменологию, условия возникновения, характеристики, диагностические признаки конкретных эмоциональных процессов и состояний; выделить аспекты изучения связей эмоций с когнитивными процессами; раскрыть условия возникновения и основные закономерности функционирования эмоциональных явлений, обусловливаемых и обусловливающих протекание когнитивных процессов.

Содержание модуля 2. Аффекты - внезапно возникающие эмоциональные процессы; тормозящая, дезорганизующая функция аффектов. Признаки сложившегося аффекта (П.К. Анохин). Влияние аффектов на регуляцию последующей деятельности посредством аффективных следов. Понятие об аффективных комплексах, фиксация на воздействиях аффектогенной ситуации. Выражение аффекта в тенденциях навязчивости и торможения. Методы исследования аффективных следов: ассоциативный эксперимент К. Юнга; методика сопряженных моторных реакций (Лурия А.Р.). Непосредственная неосознаваемость аффектов и аффективных следов. Роль ретроспективного осознания аффектогенных ситуаций и состояний в преодолении аффектов. Несовпадение аффектов и эмоций; явление эмоционально-оценочного отношения к аффективным процессам. Явление аффективного заражения. Аффект неадекватности у подростков и пути его устранения. Патологический аффект.

Стресс. Понятие стресса; стрессовые ситуации и стрессоры. Биологический и психологический аспекты изучения стресса. Понятие общего адаптационного синдрома (Г. Селье) как механизма биологического стресса. Эмоциональный стресс. Классификация стрессов по критерию воздействия стрессоров на отдельные составляющие психофизиологических механизмов регуляции поведения. Эффекты влияния эмоционального стресса на деятельность. Эмоционально-поведенческий, вегетативный, когнитивный и социально-психологический субсиндромы стресса (Л.А. Китаев-Смык). Понятие о посттравматическом стрессовом расстройстве. Психосоматические эффекты эмоционального стресса. Понятие об индивидуальном реактивном стереотипе. Меры, повышающие толерантность к стрессу. Психологическая характеристика тревоги как процесса, состояния, свойства личности. Невротическая тревожность; базальная тревожность.

Эмоции. Общественно-историческая природа их проявления. Функции эмоций в регулировании сложномотивированной деятельности: оценивающая и побуждающая функции эмоций в регулировании деятельности со стороны личностного смысла для субъекта. Эмоции и сознание. Осознанность эмоциональных переживаний; способность эмоций к обобщению и коммуникации. Сопереживания. Психосоматические эффекты эмоциональных явлений.

Настроения. Хронический характер эмоциональных состояний. Двоякая связь эмоций и настроения. Настроения как следствие эмоций и как предвосхищение эмоциогенной ситуации. Роль настроений в осознании мотивационной сферы личности. Фрустрация: условия возникновения; виды фрустрационного поведения. Толерантность к фрустраторам.

Чувства. Чувства как продукт специфического обобщения эмоций в форме конкретного или отвлеченного образа их объекта. Свойства чувств: Относительно константный характер; предметная отнесенность, сила; глубина; амбивалентность; актуальный и инактуальный характер чувств. Явление адаптации чувств; возрастная динамика чувств. Теория диссолюции чувств Т. Рибо. Классификация чувств по их устойчивости и уровню обобщенности объекта. Интеллектуальные, эстетические и нравственные чувства. Любовь. Страсти как предметное обобщение острых эмоциональных переживаний. Развитие эмоций и чувств и детей. Врожденные эмоции ребенка; условно-рефлекторный характер эмоций. Формирующееся единство отражения и отношения к действительности как специфическая черта эмоциональной жизни ребенка. Исследование уровневой организации эмоциональных процессов. Психологические вопросы воспитания чувств.

Связь эмоций с познавательными процессами и относительная самостоятельность их функционирования. Эмоции и ощущения; аффективный тон ощущений; аффективный тон впечатлений. Влияние эмоций на восприятие; явление перцептивной защиты. Влияние знака и интенсивности эмоций на мнемические процессы. Истинная и ложная эмоциональная память. Характеристики эмоциональной памяти. Аффективный след памяти. Интеллектуальные эмоции; специфика их возникновения и функции. Модальность интеллектуальных эмоций в связи со стадиями мыслительного процесса. Эмоциональная активация процессов принятия решений; исследования функций эмоций в интеллектуальной деятельности. Понятие об эмоциональном интеллекте и его структуре. Взаимосвязь эмоций и воображения.

Планы семинарских занятий к Модулю 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: