Земля является основным средством производства в сельском хозяйстве

Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения являются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 2002года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», законом области от 19 декабря 2003 года № 976-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Вологодской области».

На территории области земли сельскохозяйственного назначения составляют 31% от общей площади территории области и находятся в различной собственности.

Распределение земель сельскохозяйственного назначения на территории области по уровням собственности представлено в таблице 2.

Таблица 2

(тыс.га)

№ п/п Земли сельскохозяйственного назначения 2005 год 2006 год 2007 год
1. Общая площадь 4505,1 4506,0 4506,0
2. В собственности граждан 867,0 863,3 853,9
3. В собственности юридических лиц 31,0 35,0 44,8
4. В государственной и муниципальной собственности 3607,1 3607,7 3607,3
4.1. В собственности Российской Федерации - - -
4.2. В собственности области 0,2 0,2 1,3
4.3. В неразграниченной государственной собственности, из них: 3606,8 3607,4 3606,0
  - предоставлено гражданам 50,8 50,7 49,2
  - предоставлено юридическим 3287,9 3229,8 2902,0
5. Фонд перераспределения 201,7 218,2 996,2

В соответствии с пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения подразделяются на сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Распределение земель сельскохозяйственного назначения по угодьям представлено в таблице 3.

Таблица 3

(тыс.га)

Земли сельскохозяйственного назначения 2005 год 2006 год 2007 год
Общая площадь, в том числе: 4505,1 4506,0[1] 4506,0[2]
- сельскохозяйственные угодья; из них: 1096,8 1097,1 1097,4
- пашня 718,4 718,7 717,4
- залежь 42,4 42,7 44,0
- многолетние насаждения 6,4 6,4 6,4
- сенокос 182,5 182,5 182,7
- пастбища 147,1 146,8 146,9
- в стадии мелиоративного строительства   0,2  
- лесные земли и древесно-кустарниковая растительность, не входящая в лесной фонд 3184,7 3185,2 3185,1
- под водой 44,6 44,7 44,7
- под постройками, дорогами 50,0 50,0 50,0
- нарушенные, прочие земли 22,8 22,5 22,5
- болота 106,2 106,3 106,3

Сельскохозяйственные угодья, которые являются основой производства сельскохозяйственной продукции, и, соответственно, основой развития сельских территорий, составляют лишь четвертую часть из общего количества земель сельскохозяйственного назначения.

Количество невостребованных земельных долей, собственники которых не распорядились ими в течение трех лет и более, составляет 545,4 тыс. га или 65,8 % от общей площади приватизированных в виде земельных долей сельскохозяйственных угодий. При этом в настоящее время наметилась тенденция к увеличению количества невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения.

По состоянию на 01 января 2007 года в собственности сельскохозяйственных организаций находилось 35 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, что составляет менее 1 % от общей площади земель сельскохозяйственного назначения, используется же сельскохозяйственными организациями области более 110 тыс. га сельскохозяйственных угодий (10,03 % от общей площади сельскохозяйственных угодий области), предоставленных им в аренду собственниками земельных долей в соответствии с действующим законодательством; то есть собственники земельных долей и сельскохозяйственные организации, использующие находящиеся в общей долевой собственности земельные участки, проявляют инертность в оформлении прав на такие земельные участки и определении порядка владения, пользования и распоряжения ими.

Таким образом, сложившаяся в отрасли ситуация оценивается следующим образом.

Собственниками не реализуется механизм распоряжения земельными долями, большинство земель сельскохозяйственного назначения используются без надлежащего оформления прав на эти земли.

На территории области фактически не реализуется механизм ипотечного кредитования (земельная ипотека).

Земли сельскохозяйственного назначения не стали тем экономическим потенциалом, которым должны быть. Вместе с тем, учитывая сложившуюся ситуацию на продовольственным рынке, следует вывод о том, что с каждым годом значимость сельскохозяйственных угодий будет возрастать. А это означает, что в ближайшие 20 лет в России будут востребованы земельные ресурсы, спрос на сельскохозяйственные угодья будет расти, и многое будет зависеть от того, в чьих руках они окажутся.

Актуальность развития оборота земель сельскохозяйственного назначения обусловливается тем, что современные земельные преобразования в России, сложившиеся в условиях перехода к рыночной экономике, настоятельно требуют совершенствования законодательного, организационного, административного и информационно-технологического обеспечения в сфере управления землепользованием на землях сельскохозяйственного назначения в общем контексте реформирования земельно-имущественных отношений.

Реалии развития земельных отношений на данном этапе развития рыночной экономики показывают, что действующая система земельного законодательства и, как ее следствие – управление землепользованием, особенно на землях сельскохозяйственного назначения, нуждаются в дальнейшем совершенствовании, поскольку на государственном уровне отсутствует четкая и последовательная концепция реализации земельной политики, а система управления в области земельных отношений размыта и не имеет четких административных регламентов.

В соответствии с мероприятиями по реализации Плана Губернатора области на 2007-2012 годы, утвержденными постановлением Правительства области от 30 октября 2007 года № 1452, на территории области планируется значительное промышленное строительство, ориентированное на развитие лесоперерабатывающей промышленности и иных высокотехнологичных перерабатывающих отраслей, которое позволит увеличить инвестиции в экономику области и количество рабочих мест.

Так, до 2012 года планируется построить и ввести в эксплуатацию ряд новых предприятий лесоперерабатывающей промышленности и предприятий иных отраслей. Кроме того, строительство таких предприятий неизбежно повлечет за собой необходимость совершенствования дорожной инфраструктуры, в том числе развитие сети лесных дорог. Наиболее активно планируется развитие промышленного строительства в специально создаваемых промышленных зонах (Индустриальный парк «Шексна»).

Для реализации такого строительства необходимы большие площади земель, что невозможно без плановой и эффективной политики области в сфере земельных отношений. Вологодская область обладает достаточными земельными ресурсами, чтобы обеспечить массовое промышленное строительство.

Наибольшим потенциалом в сфере развития оборота земель на территории области обладает направление деятельности по образованию земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в счет невостребованных земельных долей и признанию права собственности области на такие земельные участки на основании закона области от 19 декабря 2003 года № 976-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Вологодской области». Указанное направление деятельности позволит создать новые инвестиционные площадки, обеспечить заинтересованных в сельскохозяйственном производстве лиц земельными участками.

Деятельность по реализации областью преимущественного права покупки земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в условиях сложившейся экономической и финансовой нестабильности вряд ли реализуема в полном объеме в ближайшие два года. Между тем при стабилизации экономической обстановки в дальнейшие годы данное направление деятельности позволит области приобретать в свою собственность земельные участки как с целью их дальнейшего предоставления в интересах области, так и с целью пополнения казны области и дальнейшей продажи при необходимости изыскания дополнительных финансовых резервов.

Такое направление деятельности, как включение земельных участков (в основном из земель сельскохозяйственного назначения) в границы населенных пунктов, с одновременным изменением вида их разрешенного использования, позволит в соответствии с положениями статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» решить вопрос обеспечения реализации на территории области национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России», нужды образования и здравоохранения, так как на включаемых в границы населенных пунктов земельных участках будет возможным осуществлять жилищное, в том числе малоэтажное, строительство, комплексную застройку земельных участков со строительством на них не только жилого комплекса, но и социальных объектов: детских садов, школ, больниц, медицинских пунктов, а также создавать зоны отдыха, в которых могут размещаться не только гостиничные комплексы, но и дома отдыха, санатории.

Земли населенных пунктов обладают огромным потенциалом. Именно земли населенных пунктов являются основным источником поступления средств от использования земли в бюджеты различных уровней. Завершение разграничения государственной собственности на землю позволит сделать земли населенных пунктов еще более рентабельными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: