Теперь предмет нашего рассмотрения - сам педагог. Учителю следовало бы обладать правильным отношением к тому, как развиваются в ребенке и в нем самом душевные качества: чувство, воля и мышление. И к тому, как развивается духовное существо человека. В наше время информации у людей в большей части отсутствует правильное чувство по отношению к духовному существу человека. Многие вещи по-другому открываются для познания с духовной точки зрения, нежели с точки зрения только чувственного мира. И педагогу следует знать об этом. И взращивать в себе свое внутреннее знание о ребенке с духовной позиции, и это может быть особым педагогическим чувством и знанием.
Не следует упускать из виду того, что, являясь педагогами, мы оказываем влияние на чувства, представления и устремления воли следующего поколения. Нам должно быть ясно, что, исходя из современности, это следующее поколение мы готовим к разрешению будущих задач человечества. …Как построены учебники?
Оказывается, обучение в современной школе построено так, что в школе мы должны учить детей таким образом, чтобы, став взрослыми, они могли бы дальше развивать полученные от нас знания о минералах, растениях, животных и т.д. в качестве серьезных ученых, философов…
|
|
Школьные учебники по ботанике составлены в расчете на будущих ботаников, по зоологии - на будущих зоологов… (а не в расчете просто на человека).
Никто не должен становиться ботаником, зоологом благодаря тому, что он изучает в школе. Ботаником или зоологом человек должен становиться исключительно из-за своей особой к тому предрасположенности, в силу выбора, который он сделает впоследствии.
Значит, если он предрасположен стать ботаником - он сможет им стать!
Это должен знать педагог: что какой-то ребенок может стать ботаником, какой-то - зоологом из-за своей кармической предрасположенности. И тогда ни в коем случае преподавание в школе не должно служить подготовкой к специальной профессиональной деятельности.
В последние же годы обучение в школе стало научным, т.е. в школу приходят люди с устойчивыми навыками научного мышления. Хотя эти два образования: научное и школьное в корне отличаются! Когда учитель становится ученым, он начинает, в узком смысле слова, научно мыслить, - разумеется, это не возбраняется ему вне школы, - и это делает его фигурой вне школьной жизни. Педагогическое искусство всегда коренилось в самой жизни, а не являлось продуктом узко-научного мышления.
Педагогическое искусство строится на подлинном сопереживании существа человека, на всестороннем познании человека. Уже само понимание этого существа открывает нам, как именно следует поступать.
|
|
Будучи учителями, мы должны сделаться художниками. Подобно тому, как художнику немыслимо взять в руки трактат по эстетике и писать картину или ваять, следуя изложенным в трактате эстетическим принципам, так и для учителя должно стать совершенно невозможным строить свои уроки соответственно вычитанным в трактате по педагогике указаниям. То, в чем учитель действительно нуждается, так это в умении видеть, что представляет собой человек, и чем он станет в последствии, когда выйдет из детского возраста.
(пример по преподаванию в первом классе… - “Сам за это время учился больше всех!” “Да, теперь я умею то, что должен был уметь!” - это реальное чувство, и в нем весь секрет.) Если бы уже в начале учебного года вы умели то, чему научились, ваше преподавание было бы плохим. Хорошо вы преподавали именно потому, что только теперь достигли того, к чему стремились. И это парадокс. Многим людям нужно знать о нем, но важнее всего учителю.
Мы знаем, что весь человек - это его “Я”, астральное тело, эфирное тело и физическое тело. Все четыре члена во времени развиваются неодинаково, и в этом отношении мы должны проводить четкие различия, знать их законы развития.
Ценно не знание как таковое. Практической ценностью обладает лишь то, что к этому знанию ведет, что находится на пути к этому знанию. В жизни ценным является не готовое знание, но ведущая к этому знанию работа: в педагогическом искусстве эта работа представляет собой особую ценность. Здесь происходит то же, что и в других искусствах…
Живым является то, что еще не успело превратиться в знание. Так же, в сущности, обстоит дело и со всем организмом человека. Наша голова закончена настолько, насколько вообще что-то может быть закончено; ведь она продукт сил нашей предыдущей земной жизни и является как бы перезрелой. Что касается прочей нашей организации - то из нее разовьется зачаток той головы, которой мы будем обладать в будущей земной жизни. Наш остальной организм пронизан упорным стремлением к жизни - об этом свидетельствует его конституция: в нем костное сведено к минимуму, тогда как в голове в этом отношении следует приписать максимум.
Своеобразную внутреннюю скромность, чувство собственного становления - вот что должен нести в себе учитель. Находясь в классе, осознавая, - “Хорошо, что мы все делаем несовершенно, в силу этого во всем присутствует жизнь”, - мы делаем наше преподавание хорошим.
Если мы “облизываем пальчики” от педагогического удовольствия, мы можем не сомневаться в том, что наше преподавание будет плохим.
(череда классов, чувство “Вот теперь - то!” - но … вы снова не знаете, как быть, т.к. теперь вы исправляете то, что было несовершенным тогда, и т.д.)
Мы не можем выпустить в мир два отпечатка с одного и того же педагогического шаблона. Но мы можем подарить миру неповторимые в своем многообразии человеческие индивидуальности.
Как видите, для учителя существенно то, как он ставит себя по отношению к своей священной профессии. Подобно тому, как в повседневной жизни достоинство вещи не всегда определяется тем, что она большая, а подчас как раз тем, что она маленькая. Так и то, что мы делаем с помощью больших слов, не всегда является определяющим.
Определяющим является то ощущение, то чувство, с которым мы входим в класс. В особенности важно, чтобы, входя в класс, мы мгновенно, подобно змеиной коже, сбрасывали с себя тесную оболочку персонального (неприятное..., приятное...).
Входя в класс, мы должны о нашем настроении забыть, и наша речь должна окраситься тем, что относится к самому преподаванию. Пусть сам учебный предмет, которому мы полностью должны отдаться, побуждает нас, когда это нужно, говорить печально или с юмористическим оттенком.
|
|
Педагог должен чувствовать, как класс реагирует на трагическое, сентиментальное или юмористическое. Для детских душ это очень важно, как на уроке у нас сочетаются такие качества - для душевной атмосферы это является тем же, что и вдох-выдох для тела. Мы должны заботиться о сопутствующем настроении при интеллектуальном преподавании. Однако надо обладать известным чувством динамики этих процессов.
Забота о нюансах настроений во время урока - одно из самых необходимых условий хорошего преподавания.
** Мы знаем, что весь человек - это его “Я”, астральное тело, эфирное тело и физическое тело. Все четыре члена во времени развиваются неодинаково, и в этом отношении мы должны проводить четкие различия. Внешним образом стадии развития выражаются в смене зубов и в тех изменениях, которые сопровождаются мутацией голоса у мальчиков, а у девочек выражаются иначе, но не менее отчетливо: этому процессу в женском организме свойственна большая распространенность, она не демонстрирует себя в каком то одном органе.