Структурный и системно-структурный подходы к исследованию личности

В изучении личности условно выделяют 3 периода: философско-литературный, клинический и экспериментальный. В философско-литературном периоде, начало к-го уходит в глубокую древность, в центре внимания находилась проблема изучения нравственной и социальной природы ч-ка и ее внешних проявлений в поступках и поведении. Понятие «личность» трактовалось широко. В его содержание включались биологические и социальные особенности, поведение, культура и многое др.. Клинический период, начало к-ого определяется первым десятилетием XIX в., связан с проявлением интереса к проблеме личности со стороны врачей-психиатров. Экспериментальный период зародился в начале XX в. и связан с именами ученых, как А.Ф.Лазурский, Г.Олпорт, Р.Кеттел и др. Ученые пытались с позиций собирательского подхода выяснить количество свойств, которые присущи личности. Естественно, при таком подходе трудно было понять сущность личности, представляющей единое целое.

Зарождающаяся в начале XX в. наука психодиагностика потребовала нового подхода к изучению личности, использовавшего «язык описания». Им стал структурный подход. Суть - подхода состоит в том, что ученые, изучая св-ва личности, объединяли их в группы, называемые подструктурами личности. Структурный подход к исследованию личности позволял измерять так называемые универсальные базовые свойства и давал возможность прогнозировать поведение ч-ка в максимально широком классе возможных ситуаций. В качестве примера структурного подхода можно назвать 16-факторную модель личности, предложенную Р. Кеттелом. В этой модели представлены основные группы полярных свойств личности, отражающие степень их развития, по результатам изучения к-ых могут быть определены реальные свойства личности.

В отечественной психологии значительный вклад в развитие проблемы личности на основе системно-структурного подхода внесли С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Г.Ананьев, А.В.Петровский, К.К.Платонов, Л.И.Божович и многие др.. Суть их подхода заключается в том, что личность рассматривается не как сов-ть отдельных психических процессов, а ее д-ть не как сов-ть отдельных действий и операций, а как нек-е целостное образование, включающее в "себя множество характеристик и элементов, объединенных определенными связями. Причем под структурой понимается не только ее строение, но и сложные развивающиеся взаимосвязи между отдельными ее компонентами, свойствами, функциями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: