Проблема соотношения понятий «индивид», «субъект», «личность», «индивидуальность»

В психологической науке существует несколько понятий для обозначения ч-ка: индивид, личность, субъект, индивидуальность.

1. Ч-к как индивид. В понятии ч-ка как индивида обычно выражаются 2 основных признака:

1) ч-к как своеобразный представитель др.живых существ, отличающийся от животных и являющийся продуктом фило-и онтогенетического развития, носитель видовых черт;

2) отдельный представитель человеческой общности, использующий орудия, знаки и через них овладевающий собственным поведением и психическими процессами.

Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают ч-ка как существо своеобразное. Наиболее общими хар-ми индивида яв-ся: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окр. средой; активность. В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного ч-ка со всеми присущими ему особенностями.

2. Ч-к как личность. Это конкретный ч-к, являющийся представителем определенного общества, определенной соц.группы, занимающийся конкретным видом д-ти, осознающий свое отношение к окр. и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.В личности выделяется ее общественная сущность. Вне общества, вне соц. и профессиональной группы ч-к не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т.е. создает ч-ка природа, а формирует его общество.

Сущностная характеристика личности и ее основные особенности определяются:

а) содержанием мировоззрения ч-ка, т. е. сложившейся у него системой убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, к-ые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций;

б) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества. Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителем к-ых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоятельств;

в) степенью осознанности человеком своего места в обществе. Очень часто бывает, что ч-к слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти своего места в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно оформиться и эффективно проявляться;

г) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью. Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают мировоззрение ч-ка;

д) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств. Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношения ее разнообразных качеств могут сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.

3. Ч-к как субъект. Ч-к всегда яв-ся субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной д-ти, в частности, источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же д-ть при этом выступает формой активности ч-ка, позволяющей ему совершенствовать окр.мир и самого себя.

4. Человек как индивидуальность. Индивидуальность - не есть что-то над- или сверхличностное. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуален каждый ч-к, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других - малозаметно. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере и сразу во всех сферах психической д-ти. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее. Она яв-ся постоянным объектом исследования при изучении каждой конкретной личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: