Выборы являются важным элементом демократического общества, являясь носителем верховной власти в государстве, народ посредством выборов участвует в ее осуществлении. Правовой основой выборов является Конституция Республики Беларусь (раздел III «Избирательная система. Референдум») и Избирательный кодекс, в котором подробно изложены принципы проведения свободных демократических выборов. Высокая избирательная активность населения в ходе парламентских выборов 2000 года (61%) и президентских 2001 года (84%) продемонстрировала политическую зрелость граждан Республики Беларусь.
Выборы — способ формирования высших и местных органов государственной власти.
Выборы депутатов и других лиц, избирающихся на государственные должности народом, являются всеобщими. Право избирать имеют граждане Республики Беларусь достигшие 18 лет.
Выборы Республики Беларусь являются: всеобщими, прямыми, свободными, равными, при полном голосовании (ст. 64–68 Конституции Республик Беларусь).
Социальные функции выборов:
|
|
· инструмент легитимации и совершенствования политической системы общества;
· демократическим путем формирование представительных законодательных органов власти;
· способ смены политических элит волеизъявлением граждан;
· форма коммуникации граждан с властью, общественного контроля политических институтов;
· средство политической социализации личности.
Для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни страны могут проводиться референдумы (республиканские и местные).
Республиканские референдумы назначаются президентом Республики Беларусь по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики большинством голосов от установленного конституционного состава, либо 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тыс. граждан от каждой из областей и города Минска.
Типы избирательных систем:
· пропорциональная;
· мажоритарная;
· пропорционально-мажоритарная.
Пропорциональная избирательная система предусматривает пропорциональное распределение депутатских мандатов между политическими партиями в соответствии с числом подданных за них голосов (Западная Европа).
Ее достоинства: стимулирование многопартийности; более адекватно, нежели мажоритарная система отражает политическую волю избирателей и расстанавливает политические силы.
Недостатки: выгодно партийной верхушке, депутаты зависят от своей партии, а не от избирателей.
Парламент избирается представительством многих крупнейших партий, что затрудняет формирование правительства и обеспечения стабильности.
|
|
Мажоритарная избирательная система. Победителем на выборах признается кандидат, получивший установленное абсолютное или относительное большинство голосов в избирательном округе.
Республика Беларусь при выборах в Палату представителей Национального Собрания разделена на 110 избирательных округов.
Достоинства системы: универсальность — выборы Парламента, Президента; позволяет избирателю оценить личные достоинства кандидата в депутаты; гарантирует устойчивую взаимосвязь депутатов с избирателями.
Недостатки мажоритарной избирательной системы: значительная часть избирателей страны проголосует «против» (иногда до 50%) остается на представленной в органах власти, не исключая опасности манипулирования волей избирателей.
Смешанная избирательная система (50% депутатов по партийным спискам, 50% по одномандатным округам (Россия)).
Принципы демократической организации выборов:
· свобода выборов;
· наличие альтернативы кандидатов;
· состязательность;
· равенство возможностей кандидатов, материальных и информационных ресурсов.
Технология избирательной кампании:
· анализ политической ситуации в обществе, настроений, интересов, ожиданий избирателей, определение ключевых социальных проблем;
· разработка стратегии (что делать) и тактики (как делать) плана избирательной кампании;
· выявление кандидатов, вызывающих наибольшее доверие избирателей, оценку их политических программ, анализ сильных и слабых сторон кандидатов;
· разработка программ, формирование лозунгов, обращения к гражданам, которым необходимо уделить приоритетное внимание;
· включение информационного ресурса, а также СМИ, встреча с избирателями;
· организация публичных выступлений кандидатов.