Идеологическая политика в социальной сфере

Статья 1 Конституции Республики Беларусь: «Республика Беларусь … социальное … государство».

Социальное государство — демократическое государство, осуществляющее эффективную социальную политику, гарантирующее достойные условия для жизнедеятельности и свободного развития личности.

Понятие социального государства в мировой политической мысли означает сосуществование людей в обществе и государстве, где законодательно и реально сглаживаются противоречия в интересах людей, обеспечиваются достойные условия жизни людей, повышение их благосостояния, забота о малоимущих, создание равных, справедливых возможностей для достижения благосостояния каждого человека.

В Конституции Республики Беларусь характеристики государства как социального нашли свое отражение: в статье 13: «Собственность может быть государственной и частной», в статье 21: «Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достойное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий», в статье 32: «Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства», и в статьях 41–49, где гарантируется:

· право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека;

· справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением;

· предоставляется право на отдых, рабочая неделя не превышает 40 часов;

· гарантируется каждому право собственности и содействие в ее приобретении;

· право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду;

· право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности и других случаях;

· каждый имеет право на образование;

· доступность и бесплатность общего, среднего и профессионально-технического образования.

Принят ряд законов о социальном обслуживании граждан: «О пенсионном обеспечении», «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов Республики Беларусь», «О социальном обслуживании», «О государственных минимумах социального страхования».

Социальное обслуживание имеет своей целью удовлетворение социально-культурных, духовных, интеллектуальных потребностей людей, поддержание их нормы жизни. Система социального обслуживания в Республике Беларусь включает оказание следующих услуг: медицинских, правовых, психологических, педагогических, социально-бытовых тем гражданам, которые оказались в трудной жизненной ситуации.

Целью социальной политики белорусского государства является создание стабильного и высокоразвитого общества, в котором отсутствует нищета, а социальные противоречия разрешаются на правовой основе без острых конфликтов.

ТЕМА 3.2 МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИДЕОЛОГИИ БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. СТРАТЕГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ БЕЛАРУСИ В XXI ВЕКЕ

3.2.1 Институты государственной власти республики Беларусь. Принципы их организации и деятельности

Государство располагает системой специальных органов, которые наделены широкими государственно-властными полномочиями и управляют обществом.

Эти органы образуются в установленном государством порядке. Они уполномочены выполнять конкретные задачи и функции. Каждый орган является неотъемлемой частью «механизма» государственной власти.

Основные принципы организации и деятельности государственных органов:

· разделение властей;

· демократический централизм;

· законность;

· принятие управленческих решений и обеспечение их исполнения;

· отчетность перед гражданами, гласность управленческой деятельности;

· невмешательство государственных органов в деятельность общественных организаций.

Принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную «ветви» означает четкое разграничение их функций и полномочий, независимость, равную ответственность и возможность взаимодействовать, контролировать друг друга. Реализация этого принципа стимулирует демократизацию политико-властных отношений, функционирование «системы сдержек и противовесов», предупреждающей злоупотребления властью.

Идея разделения властей возникла еще в древности. Здравомыслящие политики понимали разрушительные последствия для общества всеобъемлющей и бесконтрольной власти.

Марк Тулий Цицерон, древнеримский политический деятель, оратор и писатель, допускал, что небольшая группа людей или один диктатор могут узурпировать высшую государственную власть и использовать ее в неблаговидных целях. Он предлагал контролировать и нейтрализовать действия политиков, стремящихся к монопольному властвованию. (Цицерон, Диалоги. – М., 1996. – с. 21–23)

Французский политический мыслитель Ш. Монтескье лаконично выразил суть принципа разделения властей: «Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Возможен такой государственный строй, при котором никого не будут понуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет». (Монтескье, Ш. Избранные произведения. – М., 1995. – с. 289)

Статья 6 Конституции Республики Беларусь: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга».

В чем проявляется принцип демократического централизма в организации и деятельности государственных органов?

Централизм проявляется в единстве системы государственных органов, обязательности решений вышестоящих властных институтов для нижестоящих, в единстве правовой основы их построения и функционирования.

Демократизм проявляется в деятельности тех государственных органов, которые избираются гражданами и подотчетны избирателям.

Принцип демократического централизма предполагает последовательное осуществление политического курса государства, согласованность в действиях властных структур, гармонизацию общегосударственных, групповых и местных интересов, развитие творческой активности граждан, ответственность каждого государственного органа и должностного лица за порученное дело. Демократия без централизма в управлении обществом чревата стихийности и хаосом в социальном развитии.

Что представляют собой институты государственной власти?

В систему органов государственной власти нашей страны входят:

· Президент Республики Беларусь (президентская власть:

· органы законодательной (представительной) власти;

· органы исполнительной власти (исполнительно-распорядительные);

· органы судебной власти;

· контрольно-надзорные органы.

Эти институты олицетворяют единую государственную власть. В законах страны закреплен их статус, определены функции и полномочия в управлении обществом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: