Общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан.
Идеология — система взглядов, идей, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, путях их достижения, формирования ценностей и идеалов.
Идеологию государства необходимо выстраивать на национальном фундаменте.
В мире существует три ведущие идеологии:
· либерализм;
· консерватизм;
· марксизм.
Для современной белорусской идеологии подходят принципы:
· коллективизма;
· патриотизма;
· социальной справедливости;
· высокий престиж образования;
· общественно полезный труд;
· формы морального поощрения людей.
Белорусская идеология должна иметь ориентацию на традиционные ценности: способность трудиться на благо общества, коллектива, других людей, социальная опека и уважительное отношение государства и народа.
Политические компоненты белорусской идеологии закреплены в Конституции Республики Беларусь, где определены основные принципы:
· создание крепкой президентской республики;
· разделение властей;
· главный источник власти — народ;
· построение правового, социально ориентированного общества.
Единство нашего общества обеспечивается взаимодействием трех общественных институтов:
· Советов депутатов;
· профсоюзов;
· молодежной организации БРСМ.
Важной составляющей нашего общества является развитие белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики. Она предполагает наличие различных форм государственной и частной собственности, создание условий для развития предпринимательства и фермерства, приватизацию имущества при высоком уровне защиты наиболее социально защищенных слоев населения. Идеологическую работу необходимо вести в условиях свободы слова, печати, наличия оппозиции, большого количества мнений.
Особая роль в воспитании гражданина принадлежит национальной системе образования. Формирование гражданина Республики Беларусь зависит от живой, личной, воспитательской позиции преподавателя, качества учебника, объективного освещения истории.
Современное общество сталкивается с новым вызовом культурно-идеологической агрессии Запада.
Главной темой творчества должны стать произведения культуры, имеющие национальные традиции, христианские ценности, высокохудожественные произведения.
Государство будет поддерживать и высоко платить за данное произведение. Духовной опорой общества должна стать церковь, которая проповедует идеи нравственности.
3.2.4 Законодательная власть. Органы законодательной (представительной) власти. Их структура и компетенция
Законодательная власть — это система полномочий и представительных органов государственной власти, которые разрабатывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории государства.
Органы законодательной (представительной) власти в Республике Беларусь:
· Парламент — Национальное собрание Республики Беларусь;
· Советы депутатов (областные, районные, городские, поселковые, сельские).
Парламент состоит из двух палат — Палаты представителей и Совета Республики. Состав Палаты представителей — 110 депутатов. Избрание депутатов Палаты представителей осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются выборщиками (Советами депутатов) по 8 членов Совета Республики. 8 членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.
Депутат Палаты представителей осуществляет свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, может быть одновременно членом правительства.
Срок полномочий Парламента — 4 года. Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены в случае грубого нарушения Конституции и при отказе в доверии Правительству. Решения по этим вопросам принимает Президент страны.
Палаты собираются на две очередные сессии в год.
Палата представителей избирает из своего состава Председателя и его заместителя. Совет Республики также избирает из своего состава Председателя и его заместителя. Эти руководители Парламента ведут заседания и ведают внутренним распорядком Палат.
При Палате представителей функционируют Совет Палаты, постоянные комиссии, временные комиссии, депутатские группы. Совет Палаты является постоянно действующим органом, подотчетным Палате представителей. При Совете республики функционируют президиум, а также постоянные (временные) комиссии.
Полномочия Парламента, процедура внесения и рассмотрения законопроектов, принятия законов, основные формы деятельности Палаты представителей и совета Республики закреплены в главе 4 раздела IV Конституции Республики Беларусь.
Основные направления и механизмы реализации идеологической политики Парламента:
· подготовка законов, которые соответствуют требованиям Конституции, принципам демократии, построению правового государства;
· подготовка правовой базы идеологической работы и разработка законопроекта, в соответствии с которым организуется идеологическая деятельность;
· участие в разработке концепции, взглядов, идей на идеологию белорусской государственности;
· пропагандистская деятельность, участие в информировании населения.
3.2.5 Исполнительная власть. Понятие и сущность исполнительной власти
Исполнительная власть — это система полномочий и органов государственной власти, реализующих законы и иные нормативные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществление внутренней и внешней политики государства.
Высший орган исполнительной власти – правительство; на региональном и местном уровне ее функции выполняют органы местного управления и самоуправления.
Исполнительную власть в государстве осуществляет Правительство — Совет министров Республики Беларусь. Это центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Оно слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.
Состав Правительства: Премьер-министр и его заместители, министры. Председатели государственных комитетов, руководители иных республиканских органов управления.
Компетенция Правительства:
· разработка основных направлений внутренней и внешней политики и принятие мер по их реализации;
· проведение единой государственной политики;
· разработка республиканского бюджета и отчет о его исполнении;
· принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
· организация управления государственной собственностью.
Идеологические концепции работы Правительства — это формирование социально ориентированной рыночной экономики на принципах прав и свобод граждан в свободе предпринимательства, равенстве всех форм собственности, гарантия ее неприкосновенности.
Стратегические цели Правительства в экономике и как результат в идеологической области изложены в концепции политического и социально-экономического развития на перспективу.
Второй этап социально-экономического развития (2001–2005 годы) — создание условий устойчивого экономического роста. Задачи определены в решениях Второго Всебелорусского собрания 18 мая 2001 года (доклад «За сильную и процветающую Беларусь»).
Третий этап (2005–2010 годы) — структурная перестройка экономики, выход на уровень индустриально развитых стран.
Четвертый этап (2011–2015 годы) — создание основы постиндустриального общества.
Идеология исполнительной власти заключается в повышении уровня жизни и благосостояния белорусского народа.