Рынок – это механизм, обеспечивающий взаимодействие между производством и потреблением.
Информационная функция: дает объективную информацию о соотношении между спросом и предложением, качестве эк. благ и услуг.
Посредническая функция: способствует установлению эк. связей между участниками рынка.
Ценообразующая: в результате количественного соотношения спроса и предложения эк. благ и услуг формируется рыночная цена. Она является важнейшим индикатором экономики, дающим сигналы производителям и потребителям.
Координирующая: рынок посредством перелива капитала из одних сфер экономики в другие обеспечивает сбалансированность, пропорциональность общественного производства.
Контролирующая функция: рынок – это эк. механизм, основанный на конкуренции. В результате последней те производители, которые не отвечают требованиям рынка, его покидают.
Классификация:
По эк. назначение объектов рыночных отношений – потребительский, рынок капитала, рынок труда, финансовый рынок, рынок технологий, рынок услуг.
|
|
По географическому положению – местный, региональный, национальный, интеграционный, мировой.
По степени ограничения конкуренции – монополистический, олигополистический, свободный, смешанный рынок.
По отраслям – автомобильный, нефтяной, рынок медицинских товаров и услуг, с/х рынок.
По масштабу торговли – оптовый и розничный.
Эффективность рыночного механизма
Позитивные стороны рынка: эффективное распределение эк. ресурсов, наличие свободного выбора для производителей и потребителей, повышение качества товаров и услуг, быстрая адаптация к меняющейся эк. ситуации, использование достижений научно-технического прогресса хозяйствующими субъектами экономики, способность удовлетворить растущую диверсификацию потребностей.
Негативные стороны: не способствует сохранению невоспроизводимых эк. ресурсов, при принятии решений учитывается только эк.эффективность, отсутствует заинтересованность в создании общественных благ и услуг, не гарантируют полной занятости, материального и социального благополучия, не обеспечивают социального прогресса общества.