Даже если постоянно плыть в одном направлении, в гавань, из которой отплыл, вернешься с другой стороны

Atlas spekuli sive tabulae orbis neque terrae neque caeli.[3]

Даже если постоянно плыть в одном направлении, независимо от всех задержек в пути, в гавань, из которой отплыл, возвращаешься с другой стороны. Первое, что сделал Жоакин Алмейда де Круш, один из девятнадцати оставшихся в живых с корабля «Виктория», попросил дать ему самого быстроногого скакуна, чтобы как можно скорее попасть в свой родной город. Именно этим объясняется то, что картограф Магеллана прибыл в Лисабон на полночи раньше, чем известие, что одному из кораблей удалось обогнуть мир.

Хотя Жоакин Алмейда де Круш не был дома более трех лет, кожа его ступней помнила расположение комнат, и в кабинет он вошел, не зажигая по пути свет. Себя он застал в кресле спящим сном, младшим на сорок времен года. Изнуренный цингой, частыми сменами ветра и солнца, реальности и фантазии, картограф Магеллана подошел к столу и взглянул на разложенные на нем бумаги. На одном листе, несомненно заглавном, было написано: «АТЛАС». Стараясь не разбудить того, первого, Жоакин Алмейда де Круш обмакнул перо в открытую чернильницу и дописал: «Atlas speculi sive tabulae orbis neque terrae neque caeli». Потом, не выдержав, нежно провел рукой по волосам того, первого.

Утром по Лисабону разнеслась новость, что, даже если постоянно плыть в одном направлении, независимо от всех задержек в пути, в гавань, из которой отплыл, возвращаешься с другой стороны. Разбуженный бурлением голосов на улице, автор новелл Жоакин Алмейда де Круш протер глаза и выбежал из дома.

– Вернулась только одна «Виктория»! В живых осталось всего восемнадцать человек! Магеллан не вернулся! – выкрикивали вокруг.

– Восемнадцать? – спросил Жоакин Алмейда де Круш ближайшего прохожего, какого-то моряка, пораженного цингой.

– Да, восемнадцать, – подтвердил человек со знакомым ему лицом.

– Мы с вами раньше встречались? – снова спросил автор новелл.

– Ох, сомневаюсь, – сказал человек слабым голосом. – Я прибыл с совершенно другой, с противоположной стороны.

Ил. 49. Неизвестный автор. Жоакин Алмейда де Круш, портрет в молодости. 1552. Масло, холст. 60х40. Галерея Нуньо Гонсалеса, Лисабон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: