Предложенная классификация предполагает наблюдение за ребенком или группой детей в режимные моменты, в процессе учебной, спортивной, игровой деятельности и свободной игры.
Поскольку основным методом оценки эмоционального состояния ребенка является наблюдение, используются таблицы фиксации результата. Можно использовать оценки в баллах, применять цвета или любые другие знакомые обозначения. Мы применяем различные цветовые оттенки, так нагляднее выделяются те ситуации из жизни ребенка в детском саду, в которых он чувствует себя комфортно или неблагополучно. Кроме того, использование цвета позволяет избежать классификации детей по тому или иному признаку и деление их на «хороших» или «плохих». В результате наблюдения можно выявить причины неблагополучия, трудности, возникающие у ребенка в тех или иных ситуациях, оцениваем собственные промахи, что помогает понять причины затруднений при взаимодействии с ребенком и найти средства их преодоления.
Каждый ребенок проявляет свои эмоции по-разному, поэтому необходимо обращать внимание на степень проявления эмоции конкретного ребенка в той или иной ситуации, и именно эту реакцию положить в основу оценки эмоционального состояния. Для этого можно использовать шкалу оценки проявления эмоционального неблагополучия и эмоционального комфорта.
|
|
Шкала оценки проявления эмоционального состояния
Степень выраженности | Характеристика | Способы проявления |
1-я степень | Равнодушен, внешние проявления эмоций отсутствуют или выражены незначительно | _ |
2-я степень | Эмоциональные проявления выражены средне | Мимика, поза, слова и т. д. |
3-я степень | Эмоции выражены сильно | Мимика, речь, двигательная активность |
При наблюдении за ребенком его эмоциональное состояние в ситуациях взаимодействия ребенка с родителем, ребенка с воспитателем, ребенка со сверстником фиксируются по соответствующей индивидуальной схеме.
Оценка эмоционального состояния ребенка в группе детского сада
Код ребенка __________ возраст ____ № группы ______
Дата | Деятельность в режимные моменты | ||||
Индивидуальное поведение | Поведение в общении | ||||
Р-Р | Р-В | Р-С | |||
Дата | Организованная деятельность (учебная, развлекательная) | ||||
Индивидуальное поведение | Поведение в общении | ||||
Р-В | Р-С | ||||
Методика «Проективные рассказы
Для участия в данном задании произвольно отбираются 6 детей группы. Задание проводится индивидуально с каждым ребенком.
Педагог дает ребенку следующую инструкцию: «Мне интересно, как ты живешь в группе. Я хочу узнать о тебе и других детях побольше. Чтобы нам поближе познакомиться, давай вместе поиграем. Сейчас я буду рассказывать тебе истории про мальчика (девочку), а ты будешь мне помогать. Я начну рассказывать, а ты продолжишь. Только говорить нужно очень быстро, чтобы мы смогли рассказать как можно больше историй».
|
|