Середина 20 века. Структурный подход это определенный анализ, при котором объект рассматривается как целостность, обладающая определенной структурой, т.е. совокупностью элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом.
Структура – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность, т. е сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Каждая наука проходит следующие уровни развития:
1. феноменологический – описание объекта;
2. субстратнофеноменологический - выделение отдельных свойств, объектов и их анализ;
3. системноструктурный – синтез представлений об элементах объекта в единую систему или структуру.
Чтобы провести структурный анализ какого-либо сложного объекта надо выполнить три основных условия:1. выделить элементы, из которых он состоит;2. изучить характер связи между ними;3. выявить механизм целостности структуры, позволяющий ей не изменяться при изменении окружающей среды.
Существуют два основных способа построения структуры личности: эмпирический и теоретический. Эмпирический способ основан на выделении элементов структуры, чаще всего с помощью факторного анализ. Выделенные в процессе обработки факторы служат элементами структуры личности (как, например, 16 факторов в структуре личности, предложенной Р.Кеттеллом). Теоретический способ построения структуры личности основан на выдвижении теоретического принципа, который связывает между собой отдельные уровни и элементы.
В отечественной психологии представлены оба способа построения структуры личности. Эмпирический способ реализован в работах В.С. Мерлина, который на основе эмпирических исследований пришел к трёхуровневой структуре личности. Теоретический подход к построению личности реализован Платоновым, который за основу для выделения уровней структуры личности выбрал принцип соотношения социального и биологического в их детерминации.
Достоинства структурного подхода: дает возможность составить целостное представление о личности, дает возможность увидеть взаимосвязи между отдельными составными частями; 3. структура дает возможность выявить механизм целостности, т.е. понять, на чем основана вся конструкция. Ограничения структурного подхода: структура личности не отражает динамику личности; в структуру личности не удается включить все элементы личности, например Платонов не включил способности.
6. Структура личности по Мерлину. Понятие симптомокомплексов.
Под структурой личности Мерлин понимал взаимную связь и организацию свойств личности. Свойства личности являются неразложимыми далее ее компонентами, также каждое свойство личности является выражением ее направленности, характера и способностей. Оно формируется в деятельности, но и зависит в какой-то мере наследственных факторов. В основе каждого свойства личности лежит отношение к какой-либо стороне действительности. Принято выделять такие группы отношений как отношения к другим людям, к труду, к материальным объектам, к самому себе, к идеологическим и духовным явлениям, к природе и т.д. Свойства личности образуют нижний уровень структуры личности.
На основе общности отношений может возникать вероятностная связь между свойствами личности, благодаря чему свойства образуют группы, названные Мерлином симптомокомплексами, которые составляют второй уровень структуры личности. Симптомокомплсксы характеризуются объемом, активностью и устойчивостью. Объем определяется по количеству свойств в него входящих, активность - но силе влияния этих свойств на поведение человека, а устойчивость - по неизменности свойств на протяжении жизни человека. Между этими характеристиками существует взаимосвязь: объемные симптомокомплексы, как правило, обладают большей активностью и устойчивостью.
Третий уровень составляют такие симптомокомплексы, как:
• идейная направленность
• стремление к самовыражению;
• стремление к удовлетворению материальных потребностей и органических влечений.
По мнению В.С.Мерлина, они могут образовывать между собой разные иерархические соотношения (то есть одни из этих факторов может доминировать), что определяет направленность личности.