Представления о личности в работах зарубежных психологов (Джеймс, Олпорт, Кеттелл, Келли, Эриксон, Фромм.)

У. Джеймс подразделяет анализ личности на три части в отношении: 1. ее составных элементов, 2.чувств и эмоций, вызываемых ими (самооценка), 3. поступков, вызываемых ими. Составные элементы личности он подразделяет на три класса: 1. физическую личность, 2. социальную личность и 3. духовную личность. Личность по Джеймсу возникает как взаимодействие инстинктивных и привычных граней сознания, а также личных волевых аспектов.

Психоаналитические теории: личность рассматривается через призму мотивов ее поведения, в контексте формирования и развития, т.е. онтогенеза. Решающее значение придавалось первым годам жизни человека, определяющим дальнейшее направление развития его личности. Такие теории получили название психодинамических. Представители: Фрейд, Юнг, Адлер, Эриксон, Кляйн, Хорни и др.

Гуманистические теории. Личность является субъектом собственного развития. В противовес фрейдизму, человек рассматривается как постоянно развивающийся, способный к воплощению высших идеалов и ценностей. А. Маслоу ввел в психологию личности понятие самоактуализации, т.е. раскрытие творческого потенциала личности, проявление заложенных в ней талантов и способностей. представители: А. Маслоу, К.Роджерс, Э.Фромм.

Экспериментальный подход: теории черт личности. Личность понимается как совокупность или система черт, которые можно определить с помощью специальных методик. Цель изучения личности – определение отношений и связей между свойствами личности, выявление закономерностей, связывающих их в единое целое, с целью прогнозирования и объяснения наиболее характерных поведенческих реакций в тех или иных условиях. Представители: Р. Кеттелл, Г. Айзенк, Г. Олпорт.

Экзистенциальный подход В.Франкла: личность понимается как одна из форм бытия; человек существует как своя собственная возможность, в пользу или против которой он может принять решение. Познание личности произсходит через трансцендентное, т.е. выходит за рамки чувственного опыта.

Теория К. Левина. Впервые рассмотрел личность в контексте ее окружения, причем в качестве окружающей среды взял не реальные условия, в которых существует личность, а отражаемые ею факторы, для чего ввел понятие жизненного пространства. Психологическое поле, по Левину, - совкупность факторов, влияющих на личность в данный момент. Большое внимание уделял рассмотрению мотивационной сферы личности.

Теория Дж. Келли. Рассматривал личность в системе мировосприятия. Понимал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. Главная функция психики, по его мнению, - исследование реальности, которое осуществляется с помощью системы личностных конструктов, т.е. оценочных эталонов, с помощью которых воспринимается действительность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: