Аналитическая психология Юнга. Учение о коллективном бессознательном (архетипы, маска, тень, анима, анимус, самость)

Личность состоит из нескольких дифференцированных, но взаимосвязанных систем (Я, личное бессознательное, коллективное бессознательное). Я - сознающий ум. Оно строится из сознательных перцепций, воспоминаний, мыслей и чувств. Личное бессознательное – регион примыкающий к Я. Состоит из переживаний, некогда бывших сознательными, но забытых, и из переживаний, которые при появлении своём были слабы чтобы произвести впечатление на уровне сознания. Коллективное бессознательное – хранилище скрытых воспоминаний унаследованных от предков. Это наследие эволюционного развития человека, возникающее на основе повторяющихся переживаний многих поколений. Оно почти полностью отделено от личного в жизни индивида. Коллективное бессознательное – врожденное основание всей структуры личности. На нём вырастают Я, личное бессознательное и другие индивид. Приобретения

Архетипы – врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают человека воспринимать и реагировать на события определённым образом.

Маска – роль, предписанная человеку обществом, то что он должен исполнять соответственно общественным ожиданиям. Цель маски – произвести определенное впечатление на других (часто, скрывает истинную природу человека).

Архетип тени содержит животные инстинкты, унаследованные людьми от низших форм жизни в ходе эволюции. Тень содержит неприятные и соц.-неодобряемые мысли.

Анима и анимус. В каждом человеке есть мужское и женское начало. На сознательном уровне люди идентифицируют себя в соответствии с биологическим полом, поэтому противоположное начало относится к бессознательному. Анима – женский архетип в мужчине; анимус – мужской. Они играют большую роль в жизни человека, помогая понять поведение лиц противоположного пола и выработать по отношению к ним свою стратегию поведения.

Самость – центр личности, вокруг которого формируются все остальные системы. Она удерживает все системы вместе и обеспечивает личности единство, равновесие и стабильность. Она мотивирует человеческое поведение и заставляет искать целостности, особенно на религиозном пути. Самость – цель жизни к которой люди стремятся, но редко достигают

Архетип тени вкл. Животные инстинкты, унаследованные от низших форм жизни в ходе эволюции. Она содержит неприятные и не одобряемые мысли,чувства и действия. Архетип тень составляет значительную часть личного бессознательного и подобно «оно» у Фрейда придаёт личности активность.

34. Психологические типы Юнга.

В основе типов лежат два основания: доминирующая установка и ведущая психическая функция. Две основные установки или ориентации личности - установку экстраверсии и интроверсии. Экстравертная установка ориентирует чел-ка на внешний, обьективный мир, интровертная установ ориентриует чел-ка на его внутрен мир, субъективный мир. В сознании чел-ка присутсятвуют обе установки, но в каждом чел-ке преобладает какая-та одна. Основные психич. функции: мышление, чувство, ощущение и интуиция. При помощи мышления, кот. выполняет интеллектуальную функцию, люди пытаются понять сущность мира и свою собственную личность. Чувство выполняет оценочную функцию, даёт людям обьективные переживания удовольствия, гнева, страха, любви и тд. Ощущение выполняет перцептивную функцию, даёт конкретные факты. Интуиция - это восприятие на основе бессознательных процессов и содержаний. Каждый чел-к располагает всеми этими функциями, но одна из них доминирует над другими она является высшей функцией. Одна из трёх оставшихся по отношению к высшей выступает как дополнительная. Наименее дифференцированная из 4 функций называется низшей. Она вытеснена и бессознательна. Таким образом Юнгом описаны 8 типов личности из комбинации 4 высших функций и одной из установок личности (экстра и интроверсии)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: