Практически все последователи фрейдизма выступали против пансексуализма, т.е. стремления объяснить все внутренние конфликты человека нарушениями в его сексуальной сфере. Некоторые вообще отказались от таких понятий как либидо и сублимация.
Некоторые авторы перешли от биологизаторских объяснений к социологизаторским. В объяснении поведения человека неофрейдисты отошли от понимания как биологического существа, находящегося под запретительным влиянием социума, пришли к пониманию человека как более духовного существа, имеющего гуманные потребности, но при этом выразителя идей своего социального окружения. Наиболее ярко это направление представлено в трудах известного психолога Э.Фоммма, которого с молодости интересовали проблемы социума.
Концепции неофрейдистов стали строится не на восприятии человека как единой модели для все времен и народов, а применительно к конкретной социокультурной общности. В этой области появилось этнографическое направление. В этом направлении работала группа ученых, которые посвятили себя проверке теории Фрейда на представителях других рас, проведя таким образом этнографические исследования. К ним относятся М. Мид, Р. Бенедикт, р. Линтон, а. Капдинер. Их наблюдения позволили сделать вывод о том, что некоторые феномены, описанные Фрейдом (например, Эдипов комплекс), отсутствуют у людей народностей. Авторы пришли к выводу, что у человека нет заданной биологической программы развития бессознательного. Они формируются так же, как и сознание, под влиянием социализации.
Источник конфликтов стал рассматриваться не между подструктурами внутри человека (между оно и суперэго), а между личностью и ее окружением, т.е. внутриличностные конфликты стали рассматриваться в тесной связи с межличностными и даже с социальными конфликтами. Сюда можно отнести индивидуальную психологию Адлера
Неофрейдизмом называют все теории сформировавшиеся на основе отдельных идей и положений теории Фрейда, но внесшие существенные изменения в понимание природы чел-ка по сравнению с классическим фрейдизмом.
Общее:
1. они признают решающее значение первых лет жизни чел-ка. влияние детских переживаний кот-х непреодолимо онтогенетический редукционизм (сведение большого к меньшему). Это влияние рассматривается как травмирующее и закладывает основы конфликта
2. внутренняя конфликтность личности всеми считается неизбежным фактом ее существования
3. внимание исследователей сосредоточено на мотивационной сфере личности: ее влечениях и потребностях (динамич. теории)
4. все опираются на базовые понятия З. Фрейда - (комплексы, защитные мех-мы, эго, суперэго и пр.)
Различия:
1. Фрейд объяснял источник неврозов исключительно сексуальным конфликтом, некоторые отказались от понятий как либидо и сублимация
2. переход от биологических объяснений природы чел-ка к социологизаторским
3. концепции неофрейдистов стали строится не на восприятии чел. как единой модели, а как применительно ее соц. сфере.
4. Фрейд считал что источник конфликта внутри личности, а у неофрейдистов –конфликт м/у личностью и ее окружением