Нормы и расчеты Закята Аль-Фитр (разговенье)

(4 – 1) – Значение Закята Аль-Фитр

v Закят Аль-Фитр - это милостыня, которая становится обязательным в день разговенья по завершению месяца Рамадан. Выплата Закята Аль-Фитр является обязанностью каждого мусульманина, будь он отдельной личностью, рабом, свободным, мужчиной, женщиной, ребенком или стариком.

v Закат Аль-Фитр - это очищение для постящегося от грехов злословия и пустословия. Его также называют: «милостыня Аль-Фитр», или «милостыня Рамадана» или «Закят за душу, человека».

(4 – 2) – Юридическое обоснование и мудрость Закята Аль-Фитр.

Закят Аль-Фитр был предписать во втором году хиджри. Он является обязательным по мнению большинства ученых – правоведов. Некоторые ученые утверждают, что он входит категорию устойчивой сунны (сунна муаккада). Доказательством его обязательности является Аят из Корана: «И тех, в имуществе которых есть доля. Для просящего и бедного». Мааридж: 24-25.

Также как Закят Аль-Фитр является неотъемлемым правом бедных в имуществе богатого в месяц Рамадан.

v Имеются много хадисов Пророка, подтверждающие обязательность Заката Аль-Фитр.

Ибн Аббас говорит: «Пророк обязал закят Аль-Фитр, как очищение для постящегося от грехов сквернословия и пустословия, и как в качестве пропитания для бедных. Для того, кто его уплатит до праздничного намаза, то это одобряемый закят, а тот, кто уплатит его после намаза, то это милостыня из милостынь».

(4 – 3) – Из чего следует выплачивать Закят Аль-Фитр.

v Имеются разногласия между правоведами на счет того, какие виды пищепродуктов подлежат к Закяту Аль-Фитр. Но в основном противоречия разворачиваются вокруг определения Пророком видов пищепродуктов, подлежащих к этому виду Закята.

Пророк обязал Закят Аль-Фитр саа (мера веса) из пшеницы, или из ячменя, или из фиников, или из кишмиша. Эти пищепродукты были в преимущественном употреблении в Медине. А что касается жителей других регионов, они должны платить саа Закята из того, что они преимущественно употребляют в пищу, как, например, рис, кукуруза, мука и т.п. А если в их употреблении преобладает молоко, или мясо, или рыба, то они должны платить Закят Аль-Фитр из них. И это мнение большинства ученых правоведов.

v В принципе Закят Аль-Фитр нужно платить натурой, т.е. продуктами питания по мнения большинства правоведов, однако некоторые придерживаются того мнения, что нужно платить деньгами, если положение бедных требует этого.

(4 – 4) – Доводы, обосновывающие, что можно платить Закят Аль-Фитр деньгами.

v Ибн Каййим говорит: Закят должен служить интересам тех, кто его платит и тех, кому он предназначен. И никто не может быть обременен против его возможностей, так как это противоречило бы легкодоступности и динамичности норм шариата. То, что полезно нуждающимся и есть достойное место назначения Закята. Если их интерес в том, чтобы им Закят платили деньгами, то в этом нет никакого запрета. Это мнение сторонников мазхаба Ханафиййа и некоторых современных правоведов, как Кардавияа и всемирной организации по закяту.

(4 – 5) – Мера Закята Аль-Фитр.

v Мера Закята Аль-Фитр исчисляется в мере сыпучих тел одного саа, которыйвыплачивается из пищепродукта преимущественного употребления. Саа в современном исчислении равен 2,25 к.г.

v Основываясь на сказанном, можно заключить, что мусульманин должен платить одину саа из пищепродукта, преимущественного употребления или его стоимость в деньгах, если в этом есть потребность для бедных. Мусульманин обязан уплатить Закят Аль-Фитр за себя и за тех, кого он обязан содержать.

(4 – 6) – Кто обязан платить Закят Аль-Фитр и когда его нужно выплачивать?

v Выплата Закята Аль-Фитр является обязанностью каждого мусульманина: мужчин, женщин, детей, стариков. Мусульманин обязан уплатить Закят с заходом солнца в последний день Рамадан за себя и за тех, кого он обязан содержать, как, например, жену, детей, слугу и родителей.

v Рассказывают, что сподвижники Посланника выплачивали Закят во второй половине месяца Рамадан, а некоторые за день или за два дня до дня разговенья. Затягивание с выплатой Закят Аль-Фитр не освобождает от этой обязанности, пока нуждающийся не получит его.

v Ученые единогласны в том, что его необходимо выплатить до праздничного намаза, ибо он будет считаться лишь милостыней.

v Можно передать его в благотворительные организация или комитеты по Закяту, чтобы они распределили его по назначению, так как они имеют большой опыт распоряжаться им.

(4 – 7) – Кому предназначается Закят Аль-Фитр.

v Ученые считают, что объектами назначения Закята Аль-Фитр являются те же, что и объекты назначения имущественного Закята. Аллах четко определил их в Коране, сказав: «Поистине, Садака (Закят, милостыня) только для бедных, нуждающихся и тех, кто этим занят, и тех, чьи сердца надо привлечь, и для освобождения рабов и должников, и для дела Аллаха, и для путников. Так велик Аллах, а Аллах – всезнающий, мудрый». Ат-Тавба: 60.

v Основываясь на этот Аят можно четко определить объекты распределения Закята Аль-Фитр и тех, кто заслуживает. Это: бедные и нуждающиеся, которые живут ниже прожиточного минимума; также он предназначается тем, кто недавно принял Ислам или тем, кого Ислам привлекает. Также его можно направить на освобождение пленников или заключенных, или на содержание их семей; также как можно его направить на нужды муджахидов или детей и вдов, как в Кашмире, Палестине, Чечне и в Сомали.

v Разрешается ограничиться его распределением только между бедными и нуждающимися. Этого мнения придерживается мазхаб имама Малика и Ибн Таймиййа, так как хадисы Пророка намекают на то, что Закят Аль-Фитр – пропитание для бедных.

Такого же мнения придерживаемся и мы.

(4 – 8) – Место, где нужно выплачивать Закят Аль-Фитр.

v Предпочтительнее, чтобы Закят Аль-Фитр выплачивался там, где постился сам закято-плательщик. Если он живет в одном месте, а постился в другом, то следует выплатить Закят там, где постился – это мнение мазхаба Ханбали и Шафии.

v Современные ученые разрешают перевозить Закят Аль-Фитр на другое место, если там, где его выплатили, нет нуждающихся или тех, кто его заслуживает. Это мнение подтверждается рассказом от Сахнуна, который говорит: если до имама дошло, что в некоторых регионах потребность в Закяте преобладает, чем в других, ему разрешается перевозить туда некоторую его часть. Если потребности одних преобладают, следует их предпочесть над другими, ибо мусульманин брат мусульманину и не подобает ему бросать его или притеснять.

Для расширенного ознакомления с этим вопросом следует обратиться ко второй части собрании фикх Закят д. Кардавия, стр. 816. Мнение, которого мы придерживаемся – допустимость перевозить Закят при необходимости.

Примечание: для более расширенных подробностей о нормах и расчетах Закята Аль-Фитр, обратитесь к нашей работе под таким же названием, под авторством д. Хусейн Шахата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: