Факторная теория личности Х.Айзенка

Ядром теории Айзенка яв-ся концепция того, что эл-ты личности располагаются иерархически. Айзенком была построена четырехуровневая иерархическая система организации поведения.

Нижний уровень - специфические действия или мысли, индивид.способ поведения или мысли, к-ые могут быть, а могут и не быть хар-ми личности (рисование узоров в тетради во время лекции – может быть, а может и не быть характеристикой личности).

Второй - привычные действия или мысли, т.е.реакции, к-ые при определенных условиях повторяются..

Третий – черта – «важное, относительно постоянное личное св-во». Черта форм-ся из нескольких взаимосвязанных привычных реакций (привычка всегда выполнять задания не только по учебе, но и все остальные по жизни = черта настойчивость).

Четвертый, высший уровень организации поведения - уровень типов или суперфакторов. Тип форм-ся из нескольких связанных между собой черт. Н-р, настойчивость может быть связана с чувством своей неполноценности, соц. робостью и еще несколькими чертами, к-ые все вместе образуют интровертный тип.

В ранних исследованиях Айзенк выделял только 2 общих типа или суперфактора: экстраверсию – тип (Е) и невротизм – тип (N). В дальнейшем определил 3 тип — психотизм (Р), хотя и не отрицал «возможность того, что впоследствии будут добавлены еще какие-то измерения». Айзенк рассматривал все 3 типа как части нормальной структуры личности. Все 3 типа биполярны, и если на одном конце фактора Е находится экстраверсия, то противоположный полюс занимает интроверсия. Биполярность факторов Айзенка не подразумевает принадлежность большинства людей к одному или другому полюсу.

Айзенк установил 4 критерия для идентификации факторов:

1. психометрический – должно быть получено психометрическое подтверждение существования фактора. Фактор должен быть статистически достоверным и проверяемым.

2. генетический – фактор должен обладать свойством наследования и удовлетворять установленной генетической модели.

3. смысловой – фактор должен иметь смысл с точки зрения теории.

4. социальный – социальная уместность фактора, т.е.нужно показать, что математически выведенный фактор имеет отношение (не обязательно строго причинное) к соц.явлениям, н-р таким, как злоупотребление наркотиками, склонность попадать в неприятные ситуации, выдающиеся достижения в спорте, психотическое поведение, преступность и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: