Культурные правила выражения эмоций

Экман и Фризен раз­мышляли над этим вопросом и для объяснения противоречия, предложили концепт культурных правил выражения эмоций. Они предположили, что культурные различия обусловлены опреде­ленными правилами, диктующими, как должны выражаться универсальные эмоции. Эти прави­ла определяют соответствие выражения каждой эмоции тем или иным социальным обстоятель­ствам. Правила усваиваются в раннем возрасте и диктуют, как универсальные выражения эмоций будут видоизменяться в зависимости от социаль­ной ситуации. К зрелому возрасту в процессе дол­гой практики эти правила становятся автомати­ческими.

Экспериментальное подтверждение существования культурных правил выра­жения эмоций

Экман и Фризен провели исследование, чтобы подтвердить существование культурных правил выражения и выяснить их роль в появлении культурных различий в выражении эмоций. В исследовании, описанном выше, амери­канским и японским участникам экспериментов показывали фильмы, вызывающие сильный стресс, и в это время их выражения лица записывали на видео. На самом деле этот эксперимент устраивал­ся в двух ситуациях. В первой, как мы уже описа­ли, испытуемым просто предъявляли стимулы. Во второй ситуации в комнату входил старший по возрасту и статусу экспериментатор и просил ис­пытуемых просмотреть фильм еще раз, но теперь в присутствии исследователя, который будет за ними наблюдать. Реакции испытуемых снова за­писывали на видео.

Анализ записи показал, что американцы в це­лом также проявляли негативные эмоции - от­вращение, страх, грусть и гнев. А японцы все без исключения улыбались в этой ситуации. Такие данные свидетельствуют о том, как универсаль­ные, биологически врожденные выражения эмо­ций взаимодействуют с обусловленными культу­рой правилами выражения, формируют соответ­ствующие эмоциональные выражения. В первом случае, когда культурные правила не действова­ли, американцы и японцы одинаково выражали свои эмоции. Во второй ситуации действие пра­вил выражения заставляло японцев улыбаться, чтобы не оскорбить старшего по возрасту и ста­тусу исследователя, несмотря на то что они, не­сомненно, испытывали негативные эмоции. Эти открытия особенно важны, поскольку и в первом эксперименте, когда обнаруживались сходства между культурами, и во втором эксперименте, когда обнаружились отличия, - испытуемые были одни и те же.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: