Разложили и рассыпали на скалах аммонитовые «колбаски» и крупу. Уходим на следующую, среднюю террасу. Сидим. Здесь же расположился симпатичный

прораб в кожаной шляпе и с тросточкой. Ждем взрыва. Приготовил фотоаппарат. Взрыв! Коричневое облако окутало скалу. Бедная Природа! Что с ней будет! На моих глазах меняется ландшафт долин Чхалты, Нахара, Маруха и др. Хорошо еще, что люди не добираются до многих верховий! Заплеваны легкие перевалы! Но для нас еще хватит нетронутых, стерильно-чистых мест, недоступных для пижонов и «чайников»!

Решаем подняться на третью террасу - верхний цирк с озером. Останавливаемся немного ниже, на перешейке между Западным и Восточным цирками. Ставлю палатку. Лида же говорит Сереже: «Давай сегодня не ставить палатку - последний день!» С трудом ребята уговаривают их ставить палатку. Ведь мы у «Гнилого копыта», где, в основном, плохая погода. Гуляем. Поднялись к озеру. До чего же оно красиво: земное, полноводное, спокойное! На холмике, рядом с нами, в скалках живут ласки. Юркие, красивые, круглоухие зверьки. Не оторваться от наблюдений за ними! Они то здесь, то там. Неожиданно делают стойки, выглядывая на нас из камней. Сделал несколько снимков. Темнеет. ложимся. Ночью Клыч дал о себе знать. Началась гроза, град. Хорошо же было бы Лиде в спальнике без палатки!

Сегодня последний перевал и последний день в горах. В 4-30 нас будит неугомонный Сережа, а его разбудила Лида, стремящаяся скорее вниз. Выходим. Отсюда две тропы: Правая, скальная - она короче, но требует элементарной техники. Выбираю ее. Самого перевала не видно было ни внизу, ни сейчас: он закрыт скальным отрогом, разделяющим настоящий и ложный перевалы. Тропа крутая и сырая от ночного дождя. Но мы двигаемся быстро. Скалки, снежники. Тропа хорошо промаркирована турами. Все выше по гребню отрога, и вот по нему мы выходим на гребень Главного Кавказского хребта! Он очень узкий. Перевал левее и ниже, к нему ведет тропа. На перевале множество обелисков защитникам Нахара. Набегают облака. В долине Клыча сплошная серая вата. Пишу записку и водружаю на тур свою заслуженную разбитую каску, спасавшую меня от камней! Прощальный снимок и по хорошей тропе бежим вниз! Ничего не видно. Накрапывает дождь. Закутываемся в накидки и безостановочно идем. Через 40 мин тропа пересекает узкий, 2- метровый каньон, вылизанный водой в +граните. Можно перепрыгнуть или обходить выше по воде. Лида обходит, а мы прыгаем. Жаль, не виден гребень «Клычской пилы». Говорят, он очень красив. Подходим к кошу. За кружку айрана берут по 30 коп - цена вполне соответствует уровню «Развитого социализма». Не искушаемся и бежим дальше. Через полчаса мы над Клычем, на старой Военно-Сухумской дороге. Короткая остановка. И снова вперед! Хотелось бы сегодня уехать в Сухуми, что можно сделать на автобусе или на попутке с Южного Приюта. Или же с деревни - рейсовым автобусом. До нее 9 км. Но не успеем до его отправления в 14-00. Дорога грязная, «улучшенная» бульдозерами строителей. Устали. Идем уже 5 часов. Вот уже виднеется спускающаяся справа в Клыч долина Хокеля, где расположен Ю. Приют. Еще полчаса и мы у Приюта. Переходим мостик. Автобусов нет. Пошел дождь. Здесь такая тоска. Ставить палатки на грязную землю не хочется. Мы и так все пропитаны водой! Хочется есть. Варим суп. Опять пошел дождь. Идем к начальству Приюта просить приюта. Черный обрюзгший абхазец запрашивает с нас по 2-50 за койку. Надо соглашаться - и туристам нужен отдых! А вот показались группы «плановиков», которых ведут с Северного Приюта. Мокрых, в тапочках их загнали под навес, затем дали домик. Группы неполные: в Домбае из-за немного повышенного давления (140 мм рт. ст.) 30% их состава не пустили через Клухор. Как хочешь, так и добирайся до Сухуми! Такая здесь забота о человеке! Отмечу, что мы своим артериальным давлением никогда не интересовались. Рисковали, да! Но как иначе, если нам всем было за 50! Нам выделили комнату с пятью кроватями, но с грязным бельем. Лиде с большим трудом удалось добиться смены белья. Прямо в комнате зажигаем примус, готовим ужин: суп и чай. Пьем вино. Поход ведь окончен! Лида с Сережей спят, а мы с Игорем и Виталием расписываем «пулю». После игры Игорь еще «добавил» с шоферами. Завтра встаем пораньше, чтобы уехать с «плановиками».

Утром быстро собираемся. Проблема уехать. Игоря шоферы не помнят. Иду к начальнику, плачу, квитанции не дает. Если бы я ее потребовал, то нас бы не взяли. Полчаса нервного ожидания. Наконец, посадили, содрали по 4 руб. (цену назвали шепотом). Для кого же существует Приют? В нем больше 20 домиков, живут в них одни «черные», толстые, упитанные, самодовольные. Очевидно, и питаются за счет туристов. Пропадите Вы, ненасытные! Гнетущее впечатление оставил нам Приют с его плакатами типа «Природа прекрасна, но она становится еще лучше поле умелых рук человека».

Едем. Трясет, бросает. Мы сидим на самых задних сидениях ПАЗика. Через 3,5 часа мы у ворот Сухумской турбазы. Самыми приятными были минуты, когда мы смогли выйти из автобуса и полюбоваться над рекой Келасури кустарником. Пересаживаемся на троллейбус и на вокзал. Но электричка в Пицунду уже ушла. Поедем автобусом. В темпе собираемся, прощаемся с Сережей, который едет в Новый Афон к дяде, и вчетвером садимся в автобус. Билеты взяли только мы, остальные расплачиваются с шофером. Ехать жарко, но вот и Пицунда. Мы у цели. Шофер хотел содрать с нас еще за рюкзаки, но я напомнил ему, как с ним расплачивались другие пассажиры, и он отстал. Закупаем продукты, получаю посылку, которую я отправил себе с вещами для отдыха, отправляю телеграмму об окончании похода, и в 3-е ущелье. Узнаем, что палатки на берегу в этом году ставить не разрешают. Ничего! Найдем возможность! На кольце местного автобуса Лида нас покидает: она не хочет рисковать, да и палец нарывает. У хозяев домика на берегу во дворе, рядом с медведем, ей разрешают поставить палатку. Нам же идти дальше только пешком, это около 4 км. Во втором ущелье встречаем КСС-ников Эдика Фогеля и Сашку из Архыза, они ищут пропавшую группу. Мы остаемся здесь на ночь. Вечером с ними выпили, поговорили. А как было приятно после похода искупаться в море!

Утром не спеша, собрались, постирали, посушились и в 3-е ущелье, традиционное место отдыха после похода. Здесь безлюдно, но смелые люди есть! Сюда каждый день на красном катере заглядывает капитан милиции Костя. Пошумит, свалит пару палаток, нарубит жердей олеандра и уезжает. Большинство ставит палатки в укромных местах, и выходят на пляж только купаться. Формально придраться не к чему. Здесь познакомился с интересным человеком, Игорем Павловичем Кузнецовым, он йог. Долго говорили о жизни, философии йогов. Спим сегодня на берегу.

Утром по совету Игоря Павловича поставил палатку на гребне хребта между 3-им и 4-ым ущельями - сюда Костя не ходит. Вдоль гребня - тенистая тропинка. А какой здесь простор! Внизу море, кругом дубы, сухо, поют цикады, а вечером - сверчки. Мне кажется, что лучшего отпуска, чем проведенного в горах, в походе и, завершенного на море, в 3-ем ущелье, быть не может!