Личность в контексте межкультурного взаимодейтвия

Межкультурное взаимодействие мы понимаем как разновидность социального взаимодействия, акцентирующего особое внимание на коммуникативной стороне контактов между представителями различных культур. Это многообразный процесс, в котором изменение субъектов происходит не просто взаимосвязанно, а взаимообусловленно. Межкультурное взаимодействие целенаправленно, структурированно, организованно, осознано его субъектами, строится в соответствии с совместно выработанными нормами и правилами на основе общечеловеческих ценностей. Структуру межкультурного взаимодействия можно представить как совокупность взаимосвязанных компонентов: когнитивного, эмоционально-оценочного и конативного.

Интенсивное межкультурное взаимодействие влияет на адекватность этнической идентичности личности, те. межкультурное взаимодействие позволяет через понимание многоплановости чужой этносреды осознать собственную этническую принадлежность.

1. Межкультурное взаимодействие способствует формированию этнической осведомленности, комплекса представлений о своей и чужих этнических группах, который в свою очередь вносит существенный вклад в развитие когнитивного компонента этнической идентичности.

2. Межкультурное взаимодействие, благодаря межэтническому сравнению и развитию этнической осведомленности, способствует формированию позитивных этнических авто- и гетеростереотипов личности, этнодифференцирующих признаков, включенных в структуру этнической идентичности:

• Межгруппового сравнение, преодоление трудностей адаптации в процессе длительного и краткосрочного взаимодействия способствует формированию автостереотипа личности, Образа-Я, лучшему самопониманию личности, принятию этнических различий, осознанию собственных личностных изменений, самосовершенствованию личности, а следовательно и личностному росту.

• Опыт межкультурного взаимодействия способствует формированию позитивного гетеростереотипа личности, а следовательно, прослеживается тенденция к формированию толерантного поведения, при котором образ, поведение, обычаи представителя другой национальности воспринимается терпимо, адекватно, без проявлений всякого рода враждебности и злобы.

3. Развитие личности в условиях монокультурной среды может приводить к формированию этноцентризма - социально-психологического явления, при котором личность ориентируется только на одну, свою этническую общность, с которой она связывает свои ожидания, жизненные планы, установки, свою судьбу, воспринимает и оценивает чужие обычаи, нравы лишь через призму опыта собственной этнической группы, а также обусловливает меньшую предрасположенность как к межкультурному взаимодействию, так и меньший интерес к собственной идентичности.

4. Опыт межкультурного взаимодействия не только существенным образом влияет на развитие позитивной этнической идентичности, которая предполагает соотношение в структуре идентичности позитивного образа собственной этнической группы с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам, но и фактически является профилактикой формирования предвестников этноконфликтов - ксенофобии и этноцентризма.

5. Межкультурное взаимодействие в условиях длительной профессиональной деятельности в другой стране может способствовать формированию толерантного поведения, неконфликтных отношений между разными этносами, готовности и умению проявлять терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям, принятию допустимого отклонения от стандарта, нормы собственной этнической группы.

6. В контексте межкультурного взаимодействия происходит движение личности от моноэтнической идентичности к биэтнической идентичности, происходит процесс заимствования, перенимания черт и ценностей другого этноса, культуру которого усваивает личность.

7. Пребывание в новой культурной среде также способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к новой этнокультуре и осознанного позитивного отношения к собственной стране.

8. Опыт межкультурного взаимодействия дает новую информацию об этнической картине мира, необходимую для саморазвития и самосовершенствования личности как субъекта взаимодействия, а также увеличивает возможности для межличностного и межгруппового сравнения, в результате чего происходит развитие как этнической, так и личностной идентичности.

9. Опыт межкультурного взаимодействия способствует образованию идентификаций личности как с эмоционально-значимыми объектами, так и объектами, характеризующими социальную идентичность, что способствует развитию как личностной, так и социальной идентичности:

• Испытуемые, не имеющие опыта межкультурного взаимодействия в целом менее склонны образовывать связи как с эмоционально-близкими объектами идентификаций, так и с "этнически окрашенными" объектами идентификаций, что в целом характеризует несбалансированное развитие личностной и социальной (этнической) идентичности. Развитие личности в условиях монокультурной среды препятствует формированию позитивной как социальной, так и личностной идентичности.

• Испытуемые, обладающие опытом межкультурного взаимодействия, имеют гармонично структурированная модель личностной идентичности, имеют идентификации как с эмоционально-значимыми объектами, так и объектами, характеризующими их социальную идентичность.

Таким образом, более развитая личностная идентичность непосредственно связана с более развитой социальной (этнической) идентичностью, что подтверждает вывод исследователей (Г. Бриквелл, У. Дойс С.Московичи и др.), о том, что жесткое противопоставление личностной и социальной идентичностей неправомерно, поскольку личностная идентичность является одной из социальных репрезентаций [157].

10. Межкультурное взаимодействие способствует развитию этнокультурной компетентности - совокупности знаний, представлений о других культурах, реализуемой через навыки, установки, модели поведения, обеспечивающие эффективное взаимодействие с представителями этих культур.

И. Межкультурное взаимодействие оказывает весьма позитивное влияние на развитие не только социальной, но и личностной идентичности, следовательно, может быть рекомендовано в качестве средства, способствующего становлению Я-концепции в юношеском возрасте.

Мы также выяснили, что существуют этногендерные различия, при которых мужчины любой этнической группы воспринимаются как более похожие друг на друга, а женщины в процессе межкультурного взаимодействия воспринимаются как более отличные, следовательно, специфика национального характера приписывается именно женщинами.

Уверены, что наш вывод о наличии этногендерных различий в процессе межкультурного взаимодействия требует дополнительного исследования, может стать предметом новых этнопсихологических исследований тендерных аспектов межкультурного взаимодействия.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: