Экзистенциально-феноменологической моделью человеческое бытие

В соответствии с экзистенциально-феноменологической моделью человеческое бытие обнаруживает:

«всеобщность, неразрывное единство или взаимосвязанность индивида и его мира … В истинном смысле, личность рассматривается как не обладающая существованием вне мира, а мир - как не обладающий существованием вне личности …»

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Это совр. направление в психологии личн. уходит корнями в экзистенциализм как популярную филос. школу второй половины XX в., возникшую на основе философии жизни, феноменологии, персонализма, идей С. Кьеркегора, Хайдеггера, Ж. П. Сартра, А. Камю и др. Э. п. л. связана с именами Бинсвангера, Босса, Мэя, Э. Ван Каама, Дж. Бьюдженталя, с гуманистической психологией. Основоположником экзистенциальной философии в чистом виде традиционно принято считать Серена Кьеркегора. Датский философ в первой половине XIX века первым обращается к проблеме человеческого существования как самостоятельному феномену. Наблюдая все более упрощающуюся жизнь людей вокруг,Кьеркегор пытается путем ему доступным (философским) «усложнить» жизнь, показать ее многослойность, смысловую наполненность, внутреннюю противоречивость. В своем подходе он обращается к категориям отчаяния (как неизменной данности человеческой жизни) и страха (страха смерти и возможности неправильного использования своей свободы). Кстати, эти категории очень близки современной экзистенциальной психологии.

Пионерские идеи С. Кьеркегора не приобрели популярности у современников, но были развиты другими философами-экзистенциалистами М. Хайдеггером и К. Ясперсом.

Философские построения Кьеркегора, Хайдеггера, Ясперса в значительной степени повлияли на формирование будущей экзистенциальной психологии, хотя тексты их трудов весьма сложны для понимания психологами-практиками. Вместо традиционной формы философских трудов многие видные экзистенциальные философы использовали форму художественной литературы (М. Бубер, А. Камю, Ж.-П. Сартр, М. де Унамуно).

Гуманистическая психотерапия: родина экзистенциального подхода

Первые попытки отделиться от психоаналитической и бихевиоральной традиций были предприняты в 30-е гг. в США. Расцвет же гуманистической психологии приходится на 60-е и ассоциируется с именами Г. Олпорта, Дж. Келли, К. Роджерса, А. Маслоу и Р. Мэя. Гуманистическая психология обращала свое внимание на ранее не принимаемые во внимания человеческие качества и возможности: любовь, бытие, «Я», рост, развитие, автономия, ответственность, самоактуализация и им подобные.

Основными постулатами стали:
- целостность и неделимость человеческой сущности (я не равно сумме его частей, а превосходит эту сумму),
- внимание к межличностным отношениям,
- способность человека к самосознанию,
- способность человека совершать выбор и организовывать свой личный опыт,
- интенциальность человека (обращенность его в будущее).
Именно гуманистическая психология впоследствии породила такое самостоятельное ответвление, как экзистенциальная психология.

Итак, генеалогическое древо экзистенциальной традиции в психологии представляет собой достаточно разношерстную группу течений и подходов, которые объединяло:
- стремление выйти за рамки представления о человеке как о наборе функций, социо- и биодетерминированном существе,
- желание увидеть те базисные глубины человеческой психики, которые не поддаются анализу прежними способами психотерапии, и войти с ними в контакт,
- внимание к таким глубоким феноменам экзистенции человека, которые пугают и вызывают отчаяние, но, тем не менее, определяют человеческую психику.

Представителями экзистенциального направления в психологии, которые продвигали или продвигают его идеи в практике консультирования и психотерапии, являются Ролло Мэй, Джеймс Бьюдженталь, Ирвин Ялом, Эмми Ван Дорцен.

Некоторые экзистенциалисты-практики (как, например, И. Ялом) считают, что экзистенциальный подход является динамической психотерапией. Это значит, что они признают наличие психодинамики индивида – взаимодействия внутри него сознательных и бессознательных сил и побуждений. Только в отличие от психоаналитического понимания динамики (как столкновение противоположных инстинктов эроса и танатоса) и неофрейдистского понимания психодинамики (как конфликта между развитием личности и стремлением к безопасности), экзистенциальный подход видит динамику совсем в другом. Экзистенциальная психология считает, что внутренний конфликт личности - в противостоянии человека и экзистенции, ее бытийных данностей (как то смерти, одиночества, свободы и бессмысленности). Другими словами, человек осознает эти непреходящие данности, испытывает тревогу и страх и формирует в итоге определенные защитные механизмы, помогающие ему оставаться на плаву.

Современная экзистенциальная психология взаимодействует с такими основными категориями бытия: смерть, одиночество, свобода и бессмысленность.

Феноменологич. анализ актуального человеч. существования осуществляется представителями Э. п. л. путем исследования проблем жизни и смерти, свободы и выбора, смысла существования, любви и одиночества. Единственной реальностью, поддающейся изучению, объявляется уникальное человеч. переживание. Согласно феноменологическому подходу, поведение человека можно понимать только в терминах его субъективного восприятия и понимания действительности. На языке философии психическое переживание окружающего называется феноменом, а изучение того, как человек переживает реальность, - феноменологией. Феноменологи полагают, что именно внутренняя система отсчета человека – или субъективная способность постигать действительность – играет ключевую роль в определении поведения.

Сторонники этого подхода убеждены, что не бессознательные импульсы, внутренние конфликты или стимулы среды детерминируют поведение человека, а его личное восприятие реальности в каждый данный момент. Человек – не арена для решения внутренних конфликтов и не «поведенческая глина», из которой, благодаря научению, лепится личность, а, как говорил Ж.-П.Сартр: «Человек – это его выборы». Личность сама себя контролирует, ее поведение детерминировано способностью делать свой выбор – выбирать, как думать и как поступать. Эти выборы продиктованы уникальным восприятием мира. Например, если вы воспринимаете мир как дружественный и принимающий вас, то вы, скорее всего, будете чувствовать себя достаточно комфортно. Если вы воспринимаете мир как угрожающий и опасный, то вы, вероятно, проявите тревогу и защитное поведение.

Другой важный тезис, характеризующий феноменологическое направление, - идея о том, что люди способны определять свою судьбу, а значит, в конечном счете, ответственны за то, что они собой представляют. Каждый из нас – не пешка на шахматной доске, управляемая внешней силой и не способная сопротивляться ей. Личность владеет свободой самоопределения, и это заложено в ее природе.

Третий тезис этого подхода состоит в том, что люди по своей природе добры и обладают стремлением к совершенству.

В частности, предполагается, что люди естественно и неизбежно движутся в направлении дифференциации (личностной определенности и уникальности), автономности и зрелости. Именно концепция личностного роста, как процесса реализации внутренних возможностей и личностного потенциала, является свидетельством позитивного и оптимистичного взгляда на человечество, что и позволило назвать данное направление гуманистическим.

В отличие от гуманистич. психологии, где моделью саморазвития выступает самопроизвольно разворачивающаяся самоактуализация, в психологии экзистенциальной такой моделью явл. активное, субъектное достижение совершенства (perfection fulfillment).

В основе личностного роста лежит взаимосвязанная цепь жизненно важных решений, ответств. выборов, что неизмеримо сложнее фатальной реализации врожденного личност. потенциала.

Как и гуманистич. психология, Э. п. л. ориентирована на будущее, а не на прошлое. Детерминация личност. развития выбором определ. будущего активизирует врожденные процессы символизации, что способствует открытию личн. новых, более глубоких смыслов. В то же время выбор определ. будущего неизбежно ведет к "онтологическому беспокойству", тревоге, что требует от личн. мужества. Выбор безопасного статус-кво стимулирует переживание онтологич. вины как неиспользованной возможности. Развиваясь, двигаясь вперед, личн. делает усилия, преодолевает трудности, учится на собств. просчетах. Подлинность предполагает принятие этого болезненного положения дел и нахождение в себе смелости через переживание чувства собств. достоинства сохраняться перед лицом онтологич. тревоги и выбирать будущее, уменьшающее онтологич. вину.

Важнейшей целью Э. п. л. явл. поиск путей достижения личност. аутентичности, соответствия ее существования подлинной внутр. природе. Собственно аутентичный жизненный путь предполагает целостное творч. самоосуществление. Аутентичное бытие выражает особое качество человеч. ума, называемое преднамеренностью, благодаря которому становятся возможными жизненно важные для личн. решения. Каждое из таких судьбоносных решений предполагает встречу с альтернативой между неизвестным будущим и упорядоченным, знакомым прошлым.

Среди типов личн., описываемых в экзистенциальной парадигме, можно выделить индивидуалиста и конформиста. Индивидуалист определяет себя как идеального чел., живущего интеллект, жизнью, что помогает ему адекватно воспринимать происходящее и оказывать влияние на свое социальное окружение. Обладает тонким вкусом, чувством интимности и любви. Хотя индивидуалист не избавлен от онтологич. тревоги, он не позволяет ей мешать принятию взвешенных решений. Этот тип личн. представляет собой идеал личност. развития, полностью удовлетворяя биол., социальные и собственно психол. потребности.

В отличие от индивидуалиста - конформист мастерский игрок социальных ролей, удовлетворяющий прежде всего свои биол. потребности. Это прагматик и материалист, неспособный к символизации и отрицающий значение воображения. Его взаимодействие с людьми достаточно формально, лишено интимности. Погруженный в онтологич. тревогу, такой чел. чувствует себя бесполезным и ненадежным. Как результат далеко не идеального личност. развития, конформист предрасположен к т. н. экзистенциальной болезни, возникающей под давлением окружающей среды.

Виктор Франкл

Теория личн. Франкла включает три осн. составляющие: учение о стремлении к смыслу, о смысле жизни и о свободе воли. Осн. тезис учения о стремлении к смыслу гласит: человек стремится обрести смысл и ощущает экзистенциальную фрустрацию или вакуум, если его попытки остаются нереализованными. Стремление к смыслу Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся осн. движущей силой поведения и развития личности. Отсутствие смысла порождает у чел. состояние экзистенциального вакуума, являющегося причиной ноогенных неврозов. Последние коренятся не в психической, а в духовной сфере существования человека.

Гл. тезис учения о смысле жизни – жизнь чел. не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден. С т. з. Франкла, смысл не субъективен, чел. не изобретает его, а находит в мире, в окружающей действительности. Франки предлагает пути, посредством которых чел. может сделать свою жизнь осмысленной: 1) с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творч. работы); 2) с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей); 3) посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в состоянии изменить. Соответственно выделяются три группы ценностей, творчества, переживания и отношения. Ценности, в свою очередь, представляют собой смысловые универсалии, кристаллизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми человечеству пришлось сталкиваться в истории. В нахождении смыслов человеку помогаетсовесть, являющаяся интуитивной способностью отыскать единственный смысл ситуации.

Осн. тезис учения о свободе воли гласит, что чел. свободен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода ограничена объективными обстоятельствами. Речь идет о свободе чел. по отношению к своимвлечениям, наследственности, факторам и обстоятельствам внеш. среды. По Франклу, чел. свободен потому, что обладает двумя фундамент, психол. характеристиками: способностью к самотрансценденции и к самоотстранению, т. е. возможности выйти за пределы самого себя, подняться над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Свобода, с т. з. Франкла, тесно связана с ответственностью, прежде всего за правильное нахождение и реализацию смысла своей жизни.

Психотерапевтич. аспект Л. состоит в помощи клиенту найти утраченный смысл жизни и тем самым избавиться от ноогенных неврозов.

Франкл Виктор во многих своих произведениях писал о смысле жизни личности.

«1. Стремление человека к поиску и реализациисмысла своей жизни - врождённая мотивационнаянаправленность человека, которая выступает основным двигателем поведения и развития личности.

2. Смысл находится в объективном мире; человек должен не выбрать или «изобрести» его, а найти путём реализации себя в жизни и деятельности.

3. Смысл жизни уникален для каждого человека. Человек может сделать свою жизнь осмысленной, реализуя три основных пути своего развития и ориентируясь на три группы ценностей:

- путём того, что человек может дать жизни, - творческуюдеятельность (ценности творчества);

- путём того, что человек включается в переживание ценностей, которые находит в мире (ценности переживания);

- посредством позиции, занимаемой по отношению к судьбе и обстоятельствам своей жизни, которые он не может изменить (ценности отношения).

4. Обретённый смысл требует от человека своего постоянного осуществления, что ведёт к самоактуализации личности.

5. Человек свободен найти и реализовать смысл жизни, свободен взять на себя ответственность за свою судьбу, даже если его свобода объективно ограничена обстоятельствами. Это возможно благодаря фундаментальным человеческим качествам:

- Способности к самотрансцендентности - возможности мысленного выхода человека за пределы самого себя, в направленности на что-то, существующее вовне;

- Способности к самоотстранению - возможности в любой ситуации подняться над собой и над ситуацией, посмотреть на себя со стороны.

6. Необходимым условием психического здоровья личности является опредёленный уровень напряжения, возникающий между человеком и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который человек должен осуществить.

Отсутствие смысла порождает у человека состояние «экзистенциального вакуума», которое выступает причиной самых разнообразных неврозов.

7. Не существует смысла жизни «вообще» - существует конкретный смысл жизни данной личности в данный момент. Смысл жизни меняется от ситуации к ситуации.

- Человеку невозможно охватить «сверхсмысл» мира, но такой «сверхсмысл» существует. Он осуществляется независимо от жизни отдельных индивидов».

Ролло Мэй

Р. Мэй пытался совместить реформированный психоанализ З. Фрейда с идеями С. Кьеркегора, прочитанного «онтологически», т. е. сквозь «бытие и время» М. Хайдеггера, «экзистенциальный анализ» Л. Бинсвангера и теологию П. Тиллиха. Он пришел к выводу, что причиной неврозов являются не проблемы из прошлого пациента (фиксации либидо, нарушенные объектные отношения и т. п.), а те проблемы, которые он не может решить в настоящий момент. Такая актуальная импотентность неминуемо ведет к потере спонтанности, нацеленности в будущее, творческих способностей

Центральным аспектом концепции Ролло Мэя является рассмотрение любого живого человека, и в частности, пациента, в онтологическом контексте, т.е. в качестве «человека существующего» (эквивалент немецкому понятию Dasein, или «находящийся здесь человек») (Мэй Р. «Открытие бытия…»).  
В психологическом плане это положение означает, что каждый человек от природы обладает «онтологическим чувством бытия, переживанием того, что он есть». Это чувство бытия является неотъемлемым условием развития личности и лежит в основе возникновения любых феноменов психики, как сознательных, так и бессознательных. Кроме того, переживание «я есть» («переживание Dasein, сознаваемое в самосознании») является фундаментом и психологической предпосылкой решения любых личностных проблем. В структуре личности любого человека всегда имеется «центр его бытия» как «свое ощущение себя собой» (или «ощущение подлинности себя»), который, с одной стороны, тщательно оберегается от угроз внешнего мира, а с другой стороны, находится в постоянном взаимодействии со своим окружением. Существование центра личности наделяет человека двумя фундаментальными способностями, а именно: «сознаванием», или «бдительностью» (awareness), как способностью узнавать о какой-либо угрозе внешнего мира, и «сознанием» (consiousness), как способностью осознавать себя живым существом, которому угрожает опасность, т.е. субъектом, противостоящим миру. Фундаментальным свойством «человека существующего» в теории Мэя признается динамизм, становление как реализация индивидуальной «модели потенциальных возможностей человека». Основная задача «человека существующего» - самоактуализация, самоосуществление, т.е. «развитие себя в то, что он есть на самом деле» (Мэй Р. «Искусство психологического консультирования»), «раскрытие своего внутреннего потенциала» (Мэй Р. «Открытие бытия…»). Одним из важнейших следствий способности человека осознавать себя (своё бытие) является наличие у него свободы выбора собственного существования, возможности занять свое место в «здесь-бытии» (Dasein). При этом обратной стороной свободы выступает ответственность человека перед самим собой за выбор направления своего развития. Эту присущую исключительно человеку возможность формировать своё будущее Мэй связывает со способностью человека выходить за пределы наличной, конкретной ситуации, т.е. трансцендировать своё "Я" и таким образом осознавать себя и свои потенциальные возможности в мире. Сам термин «существование» (лат. existere, exsistere) по определению означает «выступать, показываться, выделяться из», что созвучно по смыслу с понятием трансценденции (лат. transcendere) – «превосходить, выходить за пределы». В этой связи, способность человека трансцендировать означает способность выходить за пределы прошлого с тем, чтобы планировать и осуществлять своё будущее, т.е. реализовывать свой потенциал. С точки зрения Мэя, в основе психических расстройств (неврозов, психозов, конформизма) лежит отрицание собственного бытия, своей свободы и своих потенциальных возможностей, вызванное страхом их реализации. Это стремление пациента подавить возможность осознания себя, страх собственной подлинности приводит к нарастанию онтологической тревоги и возникновению чувства вины как психологических последствий уклонения человека от реализации своего потенциала, своей сущности. Поэтому одной из главных задач терапевта в теории Мэя признаётся преобразование сознавания как переживания угрозы, в осознание себя как субъекта, обладающего возможностью изменения собственного мира.

. Российская линия развития экзистенциализма, к сожалению, не оказала прямого существенного воздействия на становление экзистенциальной парадигмы в мировой психологии и даже в отечественной культуре не стала пока влиятельной силой. Исключение составляет, конечно, Ф.М.Достоевский, которого хотя и нельзя назвать последовательным экзистенциалистом, но многие идеи которого – отстаивание "человеческого в человеке", ответственности личности за свои поступки, за поиск смысла своего существования и т.п. – и сегодня вызывают большой интерес у философов и психологов экзистенциальной ориентации.

На рубеже XIX-XX веков экзистенциальные мотивы явно прослеживаются у многих российских философов – особенно у Н.А.Бердяева (1874-1948), Л.И.Шестова (1866-1938) и др. Особо следует отметить выдающихся отечественных мыслителей С.Л.Рубинштейна (1889-1960) и М.М.Бахтина (1895-1975).

Сергей Леонидович Рубинштейн долгое время был среди главных идеологов и теоретиков советской психологии. Он – один из создателей теории деятельности, автор многих основополагающих принципов отечественной психологии. В то же время именно он развивал "личностный подход", который нашел свое воплощение в фундаментальном философско-психологическом труде "Человек и мир" (Рубинштейн, 1976), имеющем ярко выраженную экзистенциальную направленность. В нем были подробно рассмотрены такие классические для экзистенциализма (но совсем не традиционные для тогдашней официальной советской науки) понятия как "бытие", "существование", "свобода", "я и другой человек", "любовь", "человек как субъект жизни" и т.п. И хотя формально в тексте содержится критика экзистенциализма (возможно – из идеологических соображений), его дух присутствует очень явно.

Михаил Михайлович Бахтин, блестяще знавший европейскую философию (в том числе, конечно, и экзистенциальную) и многое из нее почерпнувший, создал свою, особую "философскую антропологию", которая в большой мере опирается также и на взгляды Достоевского. Особенно сильно экзистенциальное начало проявилось в концепции поступка Бахтина, в центре которой – идея "не-алиби-в-бытии" личности, ее онтологической ответственности (Бахтин, 1986).

Еще более явно экзистенциальный пафос звучит во взглядах Бахтина на личность и общение, в его знаменитой концепции диалога (во многом перекликающейся с идеями М.Бубера). А его определениечеловека как личности – "конкретность (имя), целостность, ответственность и т.п., неисчерпаемость, незавершенность, открытость" (Бахтин, 1979, с. 343) – может считаться классически экзистенциальным (подробнее об этом см. Братченко, 1991). Не случайно именно идеи Бахтина легли в основу одного из самых экзистенциально ориентированных подходов в современной отечественной практической психологии –диалогического подхода к консультированию Андрея Феликсовича Копьева (Копьев, 1996 и др.).

Из наиболее ярких, оригинальных и перспективных направлений в современном развитии отечественной экзистенциальной психологической мысли следует прежде всего назвать "психологию переживания" Федора Ефимовича Василюка (Василюк, 1984) и "психологию смысла" Дмитрия Алексеевича Леонтьева (Леонтьев Д.А., 1999).

В последние годы и у многих других отечественных психологов экзистенциальные мотивы звучат все яснее, все настойчивее, ярким свидетельством чего является первая фундаментальная книга, достаточно полно представляющая передовой край "движения за" гуманистическую и экзистенциальную психологию в России (своеобразный аналог американского "Вызова гуманистической психологии" 1967 года) – "Психология с человеческим лицом" (1997)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: