Теории политической системы общества

В политологии существует несколько основных теорий политической системы общества.

Теория Т. Парсонса. Она заключается в том, что общество взаимодействует как четыре подсистемы: экономическая, политическая, социальная и духовная. Всякая из этих подсистем выполняет определенные функции, реагирует на требования, которые поступают изнутри или извне. Вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом.

Экономическая подсистема отвечает за реализацию потребностей людей в потребительских товарах. Функция политической подсистемы заключается в определении коллективных интересов, мобилизации ресурсов на их достижение.

Поддержание устоявшегося образа жизни, передача новым членам общества норм, правил и ценностей, которые становятся важными факторами мотивации их поведения, обеспечивает социальная подсистема.

Духовная подсистема осуществляет интеграцию общества, устанавливает и сохраняет связи солидарности между ее элементами.

Теория Д. Истона. Она рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей.

Системный подход позволил более четко определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем. Политика - относительно самостоятельная сфера, основное значение которой -распределение ресурсов и побуждение к принятию этого распределения ценностей между индивидами, группами.

Теория Г. Алмонда. Автор характеризует политическую систему, с одной стороны, как способность осуществлять в обществе преобразования при поддержании стабильности; с другой стороны - как совокупность взаимозависимых элементов, при этом каждый элемент целого (государство, партии, элиты) выполняет жизненно важные функции для всей системы.

Занимаясь сравнительным анализом политических систем, Г. Алмонд и Д. Пауэлл перешли от изучения формальных, институтов к рассмотрению конкретных проявлений политического поведения. Из чего они определили политическую систему как совокупность ролей и их взаимодействий между собой, осуществляемых не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества по политическим вопросам.

соотношение государства и права

Взаимодействие государства и иных элементов политической системы осуществляется посредством права. Поэтому в рамках данной темы целесообразно рассмотреть соотношение государства и права.
Взаимодействие, как особый вид взаимосвязи, предполагает, что исследуемое явление реализует свою специфическую природу только через связь с другим и вне взаимодействия не способно существовать как определенное явление.
Во взаимодействии и государство, и право выступают и как активные, и как пассивные явления. Связи взаимодействия делят на: а) связи порождения; б) связи преобразования; в) связи развития.
К связям порождения относятся социальные и духовные потребности человека, экономические основания, которые вызывают возникновение и государства, и права.
Связи преобразования возникают, когда одно из исследуемых явлений носит пассивный, а другое - активный характер. Такие связи возникают, когда государство реализует функцию правотворчества и применяет право (через государственные органы), право же, возникнув, оформляет отношения государственных органов между собой и членами общества, закрепляет форму государства, структуру государственного аппарата, ответственность государства перед обществом и отдельными индивидами, определяет формы контроля за государством.
Связи развития возникают в тех случаях, когда одно из явлений не отвечает потребностям общества и подлежит изменению (в тех случаях, когда ни государство, ни право не отвечают потребностям общества, в действие вступают связи порождения). Нельзя не отметить, что чаще всего инициатором возникновения связи развития выступало государство (правовые реформы, создание отраслеобразующих нормативных актов). Однако в настоящее время и право может выступить инициатором связи развития, когда праву предоставлена возможность оценивать государство с точки зрения соответствия его действий основам правопорядка. Такой вывод можно сделать на основании ст. 1 Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах от 16.12.66, ст. 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.50.
Существуют следующие концепции соотношения государства и права.
1. Этатически-тоталитарная - исходит из того, что государство выше и важнее права, что оно творит право и использует его как инструмент своей политики.
2. Либеральная - базируется на естественно-правовой теории, согласно которой право выше и важнее государства.
3. Равного взаимодействия - исходит из того, что государство и право - различные явления, взаимодействующие друг с другом; вопрос о первичности или вторичности одного из явлений по отношению к одному из них - некорректен.
Существуют различные правовые формы и способы ограничения государственной власти: разделение властей; система сдержек и противовесов; прокурорский надзор; институт омбудсмана (уполномоченного по правам человека); институты международного контроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: