Правотворчество – это деятельность по принятию, изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры, наделенные соответствующими полномочиями, а также граждане при принятии законов на референдумах.
Правотворчество характеризуется тем, что:
Во-первых, представляет собой активную, творческую деятельность;
Во-вторых, его основная продукция – это юридические нормы, выражающиеся в нормативных актах;
В-третьих, это важнейшее средство управления обществом;
В-четвертых, уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов являются показателем цивилизованности и демократичности общества.
Принципами правотворчества являются научность, профессионализм, законность, демократизм, гласность, оперативность. Это основополагающие идеи и руководящие начала деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм.
В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на следующие виды:
Во-первых, непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума;
Во-вторых, правотворчество государственных органов;
В-третьих, правотворчество отдельных должностных лиц;
В-четвертых, локальное правотворчество;
В-пятых, правотворчество общественных организаций.
В зависимости от значимости правотворчество делится на:
Во-первых, законотворчество – это правотворчество парламентов, в процессе которого издаются законы;
Во-вторых, делегированное правотворчество. Это нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, осуществляемая по поручению парламента и состоящая в принятии для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, имеющих силу закона по вопросам, входящим в компетенцию представительного органа;
В-третьих, подзаконное правотворчество. В этом случае нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к законодательным органам.
Нормативные акты принимаются различными органами в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.
Систематизация – это упорядочение нормативных актов, приведение их в определённую систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.
Различают три основных вида систематизации нормативных актов:
Во-первых, инкорпорация – это объединение нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет своё самостоятельное юридическое значение;
Во-вторых, консолидация – это объединение нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет своё самостоятельное юридическое значение;
В-третьих, кодификация – это объединение нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания.
Следует обратить внимание еще на одну специфическую разновидность упорядочивания, приведения в определенную систему нормативно-правовой информации. Это – информационно-правовые электронные системы «Консультант-Плюс», «Гарант», «Кодекс», обеспечивающие правовой информацией всех желающих.