Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы

Правовое регулирование призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов субъектов. В рамках этого процесса встречаются разнообразные и многочисленные препятствия, которые снижают эффективность правового регулирования. Препятствия – это естественные и искусственные трудности, препоны, барьеры, тормозящие по тем или иным причинам управленческий процесс и мешающие удовлетворению правомерных интересов граждан и организаций.

Механизм правового регулирования – это и есть такая система правовых средств, которая позволяет наиболее последовательно и юридически гарантированно бороться с препятствиями, ибо отдельно взятые юридические инструменты этого в полной мере обеспечить не могут. Отсюда объективная необходимость в таком устройстве правовых средств, которое создавало бы возможность для беспрепятственного удовлетворения интересов субъектов.

Таким образом, механизм правового регулирования – это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.

Можно выделить следующие основные элементы механизма правового регулирования:

Во-первых, норма права;

Во-вторых, юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;

В-третьих, правоотношение;

В-четвертых, акты реализации прав и обязанностей;

В-пятых, охранительный правоприменительный акт. В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правого регулирования могут выступать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и другие.

Пять стадий механизма правового регулирования весьма жёстко связаны с его элементами.

На первой стадии формулируется правило поведения, которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. Здесь не только определяется круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным, но и прогнозируются препятствия этому процессу, а также возможные правовые средства их преодоления. Данная стадия отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как нормы права.

На второй стадии происходит определение специальных условий, при наступлении которых «включается» действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт. Однако часто бывает необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Функцию решающего юридического факта выполняет оперативно-исполнительный правоприменительный акт.

Третья стадия– установление конкретной юридической связи с разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Данная стадия воплощается в таком элементе механизма правового регулирования, как правоотношение, которое возникает на основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в конкретное правило поведения для соответствующих субъектов.

Четвертая стадия – реализация субъективных прав и юридических обязанностей, в ходе которой правовое регулирование достигает своих целей. Данная стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как акты реализации прав и обязанностей.

Пятая стадия является факультативной. Она вступает в действие тогда, когда беспрепятственная форма реализации права не удаётся и когда на помощь неудовлетворённому интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения. Эти нарушения, будучи юридическими фактами, влекут за собой возникновение уже другого рода правоотношений – охранительных.

Данная факультативная стадия (осуществляемая лишь в случае возникновения препятствий) отражается в таком соответственно факультативном элементе механизма правового регулирования, как охранительные правоприменительные акты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: