Законодательный орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим и единственным органом его законодательной власти. Наименование этих органов, их структура устанавливаются конституциями или уставами субъектов Федерации с учётом исторических, национальных и иных традиций народов, проживающих в данном регионе.
Как правило, данные органы имеют однопалатную структуру. Двухпалатное построение законодательных органов предусмотрено основными законами Республики Башкортостан, Республики Карелии, Кабардино-Балкарской Республики, Якутии, Свердловской области.
Порядок формирования и количество депутатов законодательного органа субъекта РФ устанавливается конституцией или уставом данного субъекта Федерации и региональными законами о выборах. Органы законодательной власти субъектов РФ избираются на основе равного прямого всеобщего избирательного права при тайном голосовании на срок четыре года или пять лет. Выборы проходят по пропорциональной системе.
|
|
Компетенция законодательных органов Субъектов РФ складывается из следующих основных групп полномочий:
В области конституционного строительства - это принятие конституции или устава субъекта РФ, внесение в них изменений и дополнений, осуществление контроля над соблюдением и исполнением конституций, уставов и других законов субъектов Федерации. К тому же решение вопросов государственного устройства, изменения границ своих территорий, проведения региональных референдумов. А также назначение выборов депутатов региональных парламентов, утверждение состава избирательных комиссий, утверждение структуры органов исполнительной власти, избрание высшего должностного лица субъекта РФ по представлению Президента РФ. А кроме этого установление системы органов местного самоуправления на своей территории и наделение полномочиями некоторых должностных лиц.
В области экономического и социально-культурного строительства: утверждение программ социально-экономического развития субъекта РФ, утверждение регионального бюджета, принятие решений о введении или отмене налогов, сборов, пошлин и иных видов обязательных платежей, установлении льгот и преимуществ по налогам и платежам в бюджет. А также регулирование условий размещения займов, облигаций, проведения лотерей, утверждения программ государственного, экономического, социального, культурного и национального развития, регулирование порядка образования и деятельности территориальных государственных внебюджетных фондов, регулирование порядка приватизации, владения, пользования, распоряжения и управления объектами собственности. Кроме этого утверждение региональных программ приватизации объектов региональной и муниципальной собственности, осуществление передачи региональной собственности в собственность муниципалитетов, регулирование порядка предоставления и изъятия земельных участков под объекты федерального, межрегионального и регионального значения, использования иных природных ресурсов, охраны объектов природы. А также регулирование в соответствии с федеральным законодательством вопросов охраны и использования объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятников истории и культуры, расположенных на территории соответствующего региона, предоставление дотаций, субвенций, займов из средств бюджета действующим органам местного самоуправления.
|
|
В области внешних сношений законодательные органы субъектов РФ определяют и осуществляют международные связи этих субъектов, ратифицируют и денонсируют международные договоры и соглашения.