Законодательный процесс в Российской Федерации

Законодательный процесс – главное направление деятельности Федерального Собрания РФ. Законотворчество представляет собой сложный, многообразный процесс, складывающийся из нескольких стадий.

Первая стадия называется законодательная инициатива. Под ней понимается закреплённое в Конституции РФ право внесения определёнными субъектами законопроектов в законодательный орган, влекущее обязанность этого органа рассмотреть законопроект и принять по нему решение.

Вторая стадия обсуждение законопроекта. Эта стадия начинается в Государственной Думе с заслушивания доклада представителя субъекта, внёсшего законопроект. На данной стадии проект закона доводится до нужного качества: устраняются противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее важные законопроекты могут выноситься на всенародное обсуждение.

Третья стадия принятие закона. Это главная стадия законодательного процесса, которая в свою очередь распадается на три этапа:

Первый этап - это принятие закона Государственной Думой. Федеральные законы принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов, а федеральные конституционные законы – не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов;

Второй этап - это одобрение закона Советом Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации;

Третий этап - это подписание закона Президентом РФ. Президент в течение 14 дней подписывает одобренный закон и обнародует его. На данном этапе Президент может воспользоваться своим правом вето и отклонить федеральный закон. В отношении федеральных конституционных законов такого права он не имеет. Федеральное Собрание может либо согласиться с поправками Президента, либо преодолеть его вето.

Четвертая стадия законодательного процесса заключается в опубликовании текста закона. Как правило, законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: