Основные психологические теории и журналистика

Журналистское творчество - специфическая сфера духовно-практической деятельности человека. Творческая деятельность журналиста основана на единстве рационального и эмоционального ввосприятии, их нерасчлененности. Неправомерны суждения, согласно которым логические процедуры мышления составляют содержатель­ный «костяк», а эмоции служат лишь его «фундаментальной оболочкой». Неосознанный психологизм был присущ науке о языке с самого ее возникновения, поскольку она всегда в той пли иной мере основывалась на интуиции носителей языка, тес­но связанной с психолингвистическим механизмом человека.

Становление психологии творчества было связано с интенсив­ным развитием во второй половине XIX в. всей психологии, пре­кратившейся в это время из чисто умозрительной науки в экспериментальную. Поиск психологического начала в творческом процессе. Одним из первых теоретиков в языкознании был X. Штейнталь. Во многом основывавшийся на идеях Ф.Гумбольдта, он вместо «человеческой духовной силы» выдвигал на пер­вый план коллективную психологию, понимая язык как выражение осознанных внутренних, психических и духовных движений, состояний и отношений посредством артикулированных звуков», а языкознание - как «психологию народов». Штейнталь утверждал, что язык есть мышление. Взгляды Штейнталя получили раз­витие в современной ему русской науке, представленной трудами А. А. Потебни, И. П. Минаева и др. Минаев выдвигал гипотезы о неслучайных связях между строем языка и культурой соответ­ствующего народа. В работах много внимания уделялось вопро­су об ассоциативных связях между звучанием и значением слова. Сохранял он и понимание языка как «психологии народа». Идеи Потебни были весьма влиятельными в отечественной науке.

Овсянико – Куликовский: Язык - стержень народной мысли и психики, особая форма накопления и сбережения психической энергии народа. Нации: «активные» и «пассивные».

Но­вый этап развития психологических течений в творчестве связан с господствовавшим в лингвистике с 1880-х по 1910-е годы младограмматизмом. Наиболее четкое отражение он нашел в книге Г.Пауля «Принципы истории языка» (1880). Младограмматики полностью отказались от стадиальных идей и от «духа народа» в любом его понимании, перейдя в объяснении языковых фактов от коллективной психологии к индивидуальной; это отражало и эво­люцию психологии того времени, обратившейся к эксперимен­тальному исследованию индивидуальной психики.

Истори­ческое развитие происходит лишь внутри психических организ­мов. Изменение языка - лишь метафора; однако принятый в языковом коллективе узус нивелирует различия психических организмов и закрепляет изменения. На рубеже 1950-1960-х го­дов вопрос о связи между лингвистикой и психологией вновь поставил Н. Хомский, в книге «Язык и мышление» (1968) он прямо определил линг­вистику как особую ветвь психологии познания. Согласно Хомскому, лингвистика может много дать для выяснения процессов, связанных с умственной деятельностью человека.

Психологическое начало в творческом процессе изучалось представителями психологических школ: ассоциативная пси­хология, бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, ког­нитивная психология и т. д.

Ассоциативная психология изучает способы соединения представлений по определенным правилам и выявляет механиз­мы художественного восприятия, принципы организации и вза­имодействия образной системы художественного текста.

Теория бессознательного(психоанализ) проливает свет на малоизученные процессы художественного творчества и художественного вос­приятия. Так, 3. Фрейд стремится выявить границы бессознатель­ного, чтобы научить человека управлять этим бессознательным. Напротив, вся система размышлений К. Юнга показывает, что в бессознательном он видит самоценную часть внутреннего мира человека. Доверие к бессознательному - это доверие к глубин­ным основам жизни, которыми наделен каждый человек. Боль­шая сила неосознанных внутренних влечений, нереализованных порывов есть обещание и предпосылка творческого акта.

Психоанализ вскрывает бессознательные мотивы и прояв­ления деятельности человека. Согласно психоаналитическому подходу, воздействие человека на окружающую среду в том или ином направлении определяется конфликтом между его подсо­знанием и внешней реальностью, в качестве которой могут выступать средства информации.

Ниобихевиористы (сводят психику к различным формам поведения) сосредоточивают свои усилия на изучении особенностей поведе­ния людей - участников коммуникации. В лабораторных условиях (эксперимент) постоянно варьируются внешние условия комму­никативной ситуации, рассматриваемой как частный случай науче­ния. Изучаются разные коммуникаторы, каналы, построение тек­стов. Бихевиористы исследуют поведение людей под воздействием СМИ без учета субъективного компонента. В настоящее время это научение, коучинг и т. д., журналистика типа «как я посоветую».

Коучинг (англ. coaching - обучение, тренировки) — метод непосредственного обучения менее опытного сотрудника более опытным в процессе работы; форма индивидуального наставничества, консультирования. Известно немало примеров, когда блестящую карьеру в журналистике делали представители других специальностей, причем не только гуманитарного, но и технического профиля.

Деловые СМИ предпочитают брать на работу специалистов в определенных областях. Например, экономический журнал скорее возьмет на работу экономиста, умеющего писать, чем журналиста, разбирающегося в экономике. «Выпускника журфака, умеющего просто хорошо писать, при всем моем уважении к факультету журналистики МГУ, нам слишком мало, – говорит в одном из интервью Татьяна Иванова, главный редактор еженедельника "Экономика и жизнь". – Сотрудник должен хорошо разбираться во многих бизнес-вопросах, уметь отредактировать статью внештатного автора по экономической теме. Поэтому у нас в основном работают бухгалтеры и юристы».

Как можно попасть в журналистику «со стороны»? Скажем, человек состоялся в своей профессии, достиг определенных успехов, но что-то его не устраивает. В таком случае он может прийти в редакцию и предложить свои материалы. Если тексты понравятся редактору, начинающему журналисту предложат поработать фрилансером, а впоследствии могут зачислить в штат. И пусть сначала из под его пера будут выходить статьи не такие гладкие, как у журфаковцев, но зато более глубокие и фактурные. В большинстве редакций соотношение сотрудников с журналистскими и нежурналистскими дипломами примерно 50 на 50.

Поскольку профессия журналиста не требует постоянного нахождения в редакции, то вполне приемлемы частичная занятость, удаленная работа или фриланс. Это привлекает и студентов, которые могут совмещать работу с учебой, и профессиональных журналистов с солидным стажем, работающих одновременно в нескольких СМИ, а также специалистов, у которых основной род деятельности с журналистикой никоим образом не связан, однако в свое свободное время они с удовольствием сотрудничают с различными изданиями.

Психологи-когнитивисты видят предмет сквозь призму созна­тельных процессов психики, исследуют глубинные мотивы поступ­ков с помощью психобиографического метода. Они изучают психо­логические факторы, действующие в системе СМИ, с помощью «че­ловеческих измерений». Характер реакций человека на воздействие СМИ определяется его когнитивной интерпретацией информации; изучая мотивации и причины селекции, учитывают собственно по­ступков, т. е. то, как действует человек под влиянием СМИ.

Есть в западной психологии понятие " когнитивный диссонанс". Состояние диссонанса, или ощущение противоречивости, возникает у человека в том случае, когда он одновременно располагает двумя психологически противоречивыми "знаниями" (мнениями, оценками и т. п.) об одном и том же предмете. Состояние такого диссонанса переживается человеком как дискомфорт, нарушение определенного внутреннего равновесия, и поэтому возникает стремление от него избавиться. Этого можно достичь несколькими способами: либо отказавшись от одного "знания", перестав верить в него, либо приобретая новые, которые помогли бы снять диссонанс, либо, наконец, пересмотром каких-то своих прежних позиций.

В жизни каждому приходится довольно часто сталкиваться с состоянием когнитивного диссонанса, которое не позволяет достичь ясности восприятия и определенности в оценке событий. Например, мы считали кого-то из наших знакомых очень порядочным и честным человеком. И вдруг узнаем, что он совершил дурной поступок. Наши представления об этом человеке и сведения о его поступке оказываются в таком противоречии, что совместить их нельзя. Как мы поступаем? Мы либо просто не верим в то, что наш знакомый сделал что-то нехорошее, либо стараемся узнать подробности в надежде объяснить и оправдать его поступок, либо коренным образом изменяем отношение к этому человеку.

Думается, что нечто похожее на когнитивный диссонанс создавала наша пресса у читателей и слушателей в связи с событиями в Чернобыле. Вначале это было связано с тем, что, с одной стороны, у людей пытались создать впечатление о незначительности последствий аварии на АЭС, а с другой - стали настоятельно требовать строгого и тщательного соблюдения мер предосторожности против радиоактивного заражения. Нужно признать, что найти "золотую середину" в той ситуации было не очень просто, тем не менее при более глубоком, продуманном анализе сложившегося положения вещей можно было разработать более сбалансированную линию информирования населения.

Если говорить о когнитивном диссонансе, то особенно большие психологические последствия негативного плана он приносит в тех случаях, когда создается за счет явных противоречий между тем, что сообщается в газетах, по радио, телевидению, и тем, что люди реально видят в жизни. В психологии пропаганды иногда говорят о "первичной" и "вторичной" реальности. Под первой имеют в виду те знания и представления людей о действительности, которые они черпают непосредственно из своего жизненного опыта. А "вторичная реальность" формируется из тех сведений, которые они получают из средств массовой информации. Очень часто бывает, что "вторичная реальность" оказывается для людей единственной, поскольку они не имеют возможности сопоставить ее со своим опытом. Это бывает, когда речь идет о многих событиях у нас в стране и особенно за рубежом, о которых нет другой информации, кроме сообщенной журналистами. В таких случаях аудитории остается только принять или не принять ее на веру. (Наши за границей). Но в вопросах повседневной жизни люди могут сравнить "первичную" и "вторичную" реальности и, как правило, это делают, поэтому любые расхождения между ними выступают очень выпукло.

В одном из очерков в "Правде" приводится пример создания газетами резкого когнитивного диссонанса у читателей. В очерке сообщается о публикации в ряде районных газет такой информации, которая находится в полном противоречии с фактами. Так, например, газета оповестила своих читателей, что колхоз "Прогресс" накопил определенный опыт строительства хозяйственным способом, создал свою строительную бригаду, силами которой построены: Дом культуры на 550 мест, баня, четыре жилых дома, 10 километров дорог с твердым покрытием, детский сад на 90 мест. Но поскольку все эти "достижения" были на глазах у читателей районной газеты, то они сообщили в "Правду", приложив к своему письму соответствующие фотографии, что информация никак не увязывается с действительностью. Жилые дома и детский сад представлены одними стенами, поросшими бурьяном, а клуб и баня, хотя и построены, но не своими силами, как утверждает газета, а за счет наемных бригад с огромным перерасходованием средств. Диссонанс в таких случаях у читателей разрешается очень просто: они перестают верить газете.

Преодоление когнитивного диссонанса

В психологической науке часто используется понятие фрустрации, которое проявляется в ощущении гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния, гнева и др." Проблемы, которые возникают независимо от воли людей, например в результате стихийных бедствий, хотя и имеют свои психологические последствия, чувства фрустрации у нормального человека обычно не вызывают. Всем ясно, что и почему произошло, что и как надо делать, чтобы решить возникшие задачи. Чувство фрустрации в наших конкретных условиях может выразиться в сомнениях, потере веры.

Гештальтпсихология объясняет принципы организации наше­го восприятия (образы) при получении информации, а также его виды (зрительное, слуховое). В поле зрения гештальтпсихологов попадают эффекты восприятия человеком движения, времени, глубины, различные искажения восприятия (зрительные и слухо­вые иллюзии). Исследования психологов этого направления по­ставляют для СМИ значительный эмпирический материал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: