Эффективность участия в проекте определяется с целью проверки реализуемости бизнес-проекта и заинтересованности в нем всех его участников.
Эффективность участия в проекте включает:
· эффективность участия предприятий в проекте (эффективность бизнес проекта для предприятий-участников);
· эффективность инвестирования в акции предприятия (эффективность для акционеров-участников бизнес-проекта);
· эффективность участия в проекте структур более высокого уровня по отношению к предприятиям-участникам бизнес-проекта, в том числе:
· региональную эффективность - для отдельных регионов РФ;
· отраслевую эффективность – для отдельных отраслей народного хозяйства, финансово-промышленных групп, объединений предприятий и холдинговых структур;
· бюджетную эффективность бизнес-проекта (эффективность участия государства в проекте с точки зрения расходов и доходов бюджетов всех уровней).
Расчеты эффективности проводятся аналогично определению показателей коммерческой эффективности. Отличие состоит в выборе нормы дисконта и способах формирования чистого денежного потока.
Норма дисконта участника проекта отражает эффективность участия в проекте предприятий (или иных участников). Она выбирается самими участниками. При отсутствии четких предпочтений в качестве нее можно использовать коммерческую норму дисконта.
В расчетах региональной эффективности используется социальная (общественная) норма дисконта, которая может корректироваться органами управления народным хозяйством региона.
Бюджетная норма дисконта используется при расчетах показателей бюджетной эффективности и отражает альтернативную стоимость бюджетных средств. Она устанавливается органами (федеральными или региональными), по заданию которых оценивается бюджетная эффективность бизнес-проекта.
Рассмотрим особенности формирования чистого денежного потока при различных видах эффективности участия в проекте.
Эффективность участия предприятий в проекте.
Учитываются денежные потоки от всех видов деятельности (инвестиционной, операционной и финансовой). Заемные средства считаются денежными притоками, платежи по займам – оттоками. Выплаты дивидентов акционерам не учитываются в качестве оттока реальных денег.
Эффективность проекта для акционеров.
В денежный поток при определении эффективности проекта для акционеров включаются:
· притоки: выплачиваемые по акциям дивиденды и – в конце расчетного периода – оставшаяся неиспользованной амортизация, ранее нераспределенная прибыль;
· оттоки: расходы на приобретение акций (в начале реализации проекта) и налоги на доход от реализации имущества ликвидируемого предприятия.
Эффективность участия в проекте структур более высокого порядка (региональная, отраслевая).
Расчет ведется по сумме денежных потоков от инвестиционной, операционной и частично финансовой деятельности: учитывается поступление и выплата кредитов только со стороны среды, внешней по отношению к данной структуре.
В денежных потоках не учитываются взаиморасчеты между участниками, входящими в рассматриваемую структуру, и расчеты между этими участниками и самой структурой. В то же время учитывается влияние реализации проекта на деятельность рассматриваемой структуры и входящих в нее других (сторонних) предприятий.
Бюджетная эффективность оценивается в бизнес-плане по требованию органов государственного и/или регионального управления. В соответствии с этими требованиями может определяться бюджетная эффективность для бюджетов различных уровней или консолидированного бюджета. Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.
К притокам средств для расчета бюджетной эффективности относятся:
· притоки от налогов, акцизов, пошлин, сборов и отчислений во внебюджетные фонды, установленных действующим законодательством;
· доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
· платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующих бюджетов участникам проекта;
· платежи в погашение Минфину РФ за сопровождение иностранных кредитов (в доходах федерального бюджета);
· дивиденды по принадлежащим региону или государству акциям и другим ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией бизнес-проекта.
К оттокам бюджетных средств относятся:
· предоставление бюджетных (в частности, государственных) ресурсов на условиях закрепления в собственности соответствующего органа управления (в частности, в федеральной государственной собственности) части акций акционерного общества, создаваемого для осуществления бизнес-проекта;
· предоставления бюджетных ресурсов в виде инвестиционного кредита;
· предоставление бюджетных средств на безвозмездной основе (субсидирование);
· бюджетные дотации, связанные с проведением определенной ценовой политики и обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов.
Данные для примера
В рамках реализации инвестиционного проекта по строительству завода в п. Тербуны Липецкой области предполагается привлечение кредитных ресурсов.
Кредит будет предоставлен на финансирование затрат, связанных с реализацией Проекта: инвестиционных затрат на закупку оборудования. Основные предполагаемые условия кредитования представлены в таблице ниже.
Финансирование прочих этапов проекта планируется за счет привлечения средств Инициатора.
Предполагаемые условия предоставления кредита на приобретение оборудования | |
Цель кредита | Приобретение обрудования |
Валюта кредита | рубли |
Сумма кредита | 164 500 тыс. руб. |
Срок кредита | 7 лет |
Процентная ставка по кредиту, % | |
Порядок и периодичность уплаты процентов | Ежемесячные платежи |
Порядок и периодичность погашения задолженности по основному долгу | Погашение осуществляется путем ежемесячных платежей. Первый платеж - через 24 месяца после начала действия кредитного договора |
Основное обеспечение | Залог созданных в проекте объектов недвижимости, приобретенного оборудования. |
Доля кредита в бюджете Проекта | доля кредита в общем бюджете Проекта - 70 %, |
Доля собственных средств в бюджете Проекта | 30% |