В системе права Украины конституционное право является отраслью, которая закрепляет и регулирует полновластие народа, правовой статус человека и гражданина, организацию и деятельность органов государственной власти и государства в целом, принципы местного самоуправления.
Специфика конституционного права заключается, во-первых, в том, что оно содержит фундаментальные положения для других отраслей права, во-вторых, в том, что оно имеет особый предмет правового регулирования — общественные отношения, которые возникают между лицом и государством по поводу организации государственной власти и государственного строя в целом. Такие отношения называют конституционно-правовыми.
Виды конституционно-правовых отношений:
— отношения, которые характеризуют государственный
и общественный строй;
— отношения, связанные с определением основ право
вого статуса лица и его гарантий;
— отношения, которые определяют особенности органи
зации государственной власти, то есть систему, по
рядок формирования и компетенцию его органов;
— отношения, которые определяют систему, порядок ор
ганизации и компетенцию местного самоуправления.
Конституционно-правовые отношения дают возможность определить, отвечает ли Конституция Украины реалиям настоящего и как воплощаются нормативные положения Основного Закона в реальную жизнь. Как и любые другие правоотношения, конституционно-правовые отношения возникают на основе юридических фактов, а в их структуру входят: объект, субъект и содержание правоотношений. Объектами конституционно-правовых отношений выступают разнообразные материальные и нематериальные блага, по поводу которых субъекты вступают в правоотношения.
Содержанием конституционно-правовых отношений выступают субъективные права и юридические обязанности участников этих отношений. Субъекты конституционно-правовых отношений: народ государства, отдельные физические лица, объединения граждан и трудовые коллективы, юридические лица, государственные органы, государство в целом, другие государства, их физические и юридические лица.
3.2. Источники и нормы конституционного права
Слово «конституция», как и многие другие юридические термины, пришло к нам из Древнего Рима. В то время таким термином обозначали приказы римских императоров. В средневековой Европе конституциями называли разного рода нормативно-правовые акты, в частности постановления сеймов Речи Посполитой. Первые конституции в современном понимании этого слова были приняты в США (в 1787 г.), Польше и Франции (в 1791 г.).
Конституция — это основной учредительный юридический акт страны. В современном мире конституция официально или неофициально рассматривается как основной закон государства и общества.
Конституция как источник права имеет следующие специфические юридические свойства:
1) она обладает наивысшим юридическим действием — законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе конституции и должны ей соответствовать;
2) она является основой правовой системы — конститу
ция является фундаментом национальной правовой систе
мы, поскольку она содержит принципиальные положения
всех других отраслей права;
3) ей свойственна стабильность — конституция принима
ется с перспективой применения ее в течение длительного
срока. Неизменность ее положений обеспечивается услож
ненным порядком внесения изменений (самой стабильной
конституцией в мире является Конституция США, в которую
в течение 220 лет было внесено лишь 27 поправок);
4) она имеет прямое действие норм — каждый может
обратиться с иском в суд для защиты своих прав и свобод
непосредственно на основании норм конституции;
5) для нее характерен особый порядок защиты — опре
деленные организационные и правовые мероприятия для
обеспечения соблюдения положений конституции не только
гражданами, но и государственными органами. В большин
стве стран мира существуют органы конституционного конт
роля в виде конституционного суда (трибунала, совета), ко
торые должны следить за тем, чтобы создание новых законов
и подзаконных актов не противоречило конституции.
Виды конституций:
1) по форме изложения конституции разделяются на:
а) писаные — единый акт или несколько правовых актов
конституционного характера, перечень которых четко
определен. Большинство конституций в мире — писаные;
б) неписаные — конституции, которые состоят из совокуп
ности правовых актов, судебных прецедентов и устных
конституционных обычаев. Пример такой конституции —
конституция Великобритании;
2) по способу принятия конституции разделяются на:
а) народные — принимаются народом непосредственно
(референдумом) или представительным органом (парламен
том); б) октройованные (дарованные) — подаренные монар
хами народу для того, чтобы предотвратить революцию и
сохранить власть в своих руках;
3) по порядку внесения изменений конституции разде
ляются на: а) гибкие — изменения в конституции вносят
ся путем принятия обычных законов (например, так изме
няется Конституция Индии); б) жесткие — изменения в
конституции вносятся в особом (усложненном) порядке
(например, такой является Конституция США); в) смешан
ные — часть положений конституции изменяется гибким
путем, часть — жестким;
4) по сроку действия конституции разделяются на: а) по
стоянные — не имеют ограничений в сроках действия;
б) временные — принимаются на определенный срок, как
правило, в революционные периоды;
5) по форме политического режима государства консти
туции разделяются на: а) демократические; б) авторитар
ные; в) тоталитарные;
6) по форме правления государства конституции разде
ляются на: а) республиканские; б) монархические;
7) по форме территориального устройства государства
конституции разделяются на: а) унитарные; б) федератив
ные.
Кроме Конституции Украины, источниками конституционного права Украины являются:
— законы, среди которых выделяют обычные (регули
руют определенные вопросы) и конституционные
(вносят изменения в Конституцию);
— подзаконные акты (указы Президента Украины, по
становления Кабинета Министров Украины);
— международные договоры, ратифицированные Вер
ховной Радой Украины;
— акты органов местного самоуправления.
Особым источником конституционного права являются решения Конституционного Суда Украины, которые содержат официальное толкование Конституции Украины или выводы относительно соответствия Конституции законов и подзаконных актов.
Не только конституция как источник права имеет специфические юридические свойства, но и нормы конституционного права в значительной мере отличаются от норм других отраслей права.
Особенности норм конституционного права:
1) особенная форма изложения. Нормы конституции
имеют обобщенный характер, и на основе практически каж
дой из них может быть создан самостоятельный норматив
но-правовой акт. Например, с целью конкретизации ст. 40
Конституции Украины, которая закрепляет право петиций,
принят Закон Украины «Об обращениях граждан»;
2) особенное содержание. Нормы конституционного
права имеют не только нормативный, но и политически
программный характер. Они формулируют и закрепляют
стратегические цели общества;
3) особенное построение. Нормы конституционного
права не содержат санкций. Нормы, устанавливающие
юридическую ответственность за нарушения конституционных предписаний, отнесены к другим нормативно-правовым актам.
3.3. История Конституции Украины
Украина является страной с богатой конституционной историей. Традиционно начало конституционного развития нашего государства связывают с периодом казацко-гетман-ского государства XVII—XVIII вв. В 1710 г. выборы нового гетмана Украины — Пилипа Орлика — сопровождались заключением договора между гетманом и казацкой радой. Конституция Пилипа Орлика стала первым в истории Украины конституционным актом. Она предусматривала независимость Украины от Московского государства; регулярный созыв казацкого парламента; независимый, равный для всех, включая гетмана, суд; государственную опеку сирот и вдов. Конституция Пилипа Орлика целиком отвечала европейским тенденциям создания конституционного государства и «образованного правления». К сожалению, из-за потери Украиной автономии этот конституционный акт не был реализован.
В XIX в., в условиях полной потери автономии Украиной и отсутствия конституционного строя в государствах, в которые она входила (Российская империя и империя Габсбургов), процесс ее конституционного развития существенно затормозился. Однако выдающиеся политические мыслители украинского народа не оставляли попыток разработать конституционные акты для Украины. В частности, три конституционных проекта были разработаны членом Ки-рилло-Мефодиевского братства Георгием Андрузким. Он выдвинул идею постепенного установления конституционной монархии, а впоследствии — и федеративной славянской республики с Украиной в ее составе. Оригинальный конституционный проект был разработан политическим деятелем, революционеромМихаиломДрагомановым (1841-1895 гг.). Он предлагал разделить Россию на 20 автономных областей (из них 6 приходилось на Украину), соединенных между собой федеративной связью и наделенных широкими правами местного самоуправления и законодательства.
Возобновление конституционализма в Украине связано с возрождением украинской государственности в 1917-1920 гг. Первостепенное значение имели Универсалы Центральной
Рады. J Универсал (июнь 1917г.) провозгласил автономию Украины в составе России, II Универсал (июль 1917 г.) определял компетенцию украинских политических органов — Центральной Рады, Генерального секретариата, а также их взаимодействие с органами государственной власти России. III Универсал (ноябрь 1917 г.) провозгласил Украинскую Народную Республику, а IV Универсал (январь 1918 г.) — ее независимость.
29 апреля 1918 г. Центральная Рада приняла Конституцию (Статут о государственном строе, правах и волъностях)УНР. Конституция У HP содержала: широкий спектр прав и свобод человека и гражданина; построение системы государственных органов по принципу деления власти на законодательную, исполнительную и судебную; гарантии прав национальных меньшинств. Конституция не была введена в действие из-за государственного переворота П.Скоропадского.
Директория УНР, которая заменила Скоропадского при власти, главной задачей видела защиту украинской независимости. Она не возобновила действие Конституции УНР 1918 г. и не успела создать собственный конституционный проект. Роль временной конституции сыграл Универсал Трудового Конгресса Украины (28 января 1919 г.), который отошел от принципа деления власти и принципа юридического равенства граждан, закрепленных в прежних конституционных актах Украины. В соответствии с Универсалом власть в Украине должна была принадлежать трудовому крестьянству и рабочему классу.
Конституционные акты ЗУ HP (1918—1919 гг.) создавались в экстремальных условиях украинско-польской войны. Поэтому они содержали только самые необходимые элементы государственности: название и границы государства; высшие органы государства; принципы избирательного права.
В целом все конституционные акты Украины 1917— 1920 гг. не были реализованы в полной мере. Впоследствии в Украине утвердился советский тип государственности, и началось формирование социалистического типа права. Для Конституций УССР (1919,1929,1937,1978 гг.) характерны: декларативность; отсутствие принципа деления власти; закрепление однопартийной политической системы; приоритет интересов государства перед интересами личности. Но важнее всего то, что все эти конституции были фиктив-
ными. В реальности государственные органы и должностные лица руководствовались не конституцией, а документами и устными указаниями партийного руководства.
Началом нового этапа конституционного развития Украины стало провозглашение изменений, внесенных в Конституцию УССР в 1989 г., и принятие Декларации о государственном суверенитете Украины в 1990 г. Изменилось избирательное право, которое приблизилось к стандартам демократических выборов, была исключена из Конституции статья о руководящей роли КПСС в советском обществе, основан пост Президента Украины, а Совет Министров преобразован в Кабинет Министров во главе с Премьер-министром.
24 августа 1991 г., после неудачного государственного переворота в СССР, был принят Акт провозглашения независимости Украины, поддержанный всеукраинским референдумом 1 декабря 1991 г.
1 июля 1992 г. Верховная Рада Украины приняла Постановление о подготовке новой Конституции Украины. Было разработано несколько проектов, которые всенародно обсуждались и дорабатывались Верховной Радой Украины.
6 июня 1995 г. в связи с обострением политической обстановки в стране как временное мероприятие был подписан Конституционный договор между Президентом и Верховной Радой Украины, который действовал до принятия Верховной Радой действующей Конституции Украины 28 июня 1996 г.
К сожалению, события последних лет, среди которых — постоянные конфликты между Президентом Украины и Верховной Радой Украины, свидетельствуют о том, что Конституция Украины была принята в условиях временного компромисса между политическими силами, что обусловило определенные ее недостатки. Компромиссом отмечен и Закон «О внесении изменений в Конституцию Украины», принятый Верховной Радой 8 декабря 2004 г. и вступивший в силу с 1 января 2006 г.