Закон предусматривает предоставление отсрочки от
призыва на срочную военную службу при наличии следу-
ющих оснований:
1) по семейным обстоятельствам (нетрудоспособность
родителей, наличие иных родственников, для которых при-
зывник является единственным кормильцем, уход за ин-
валидом);
2) по состоянию здоровья. Предоставляется на один
год призывникам, признанным временно непригодными к
военной службе;
3) для продолжения обучения. Предоставляется при-
зывникам, которые обучаются в общеобразовательных
учебных заведениях (но не старше 21 года), студентам
дневного обучения (до окончания вуза), аспирантам. От-
срочка на этом основании предоставляется один раз. От-
численные из вуза за неуспеваемость, нарушение дис-
циплины, по собственному желанию теряют право на от-
срочку;
4) в связи с депутатской деятельностью. Предос-
тавляется на период исполнения депутатских полномо-
чий;
5) в связи с работой педагогическим или медицинским
работником в сельской местности. Предоставляется на
период работы в сельской местности при условии полной
нагрузки на занимаемой должности.
Отсрочка также предоставляется:
1) призывникам, переселившимся из районов стихий-
ного бедствия (не более чем на два года);
2) призывникам, ведущим крестьянское (фермерское)
хозяйство (не более чем на три года);
3) призывникам-священнослужителям на период ис-
полнения должности священнослужителя.
Призывники, получившие отсрочку, обязаны ежегодно
подавать в военные комиссариаты документы, подтверж-
дающие их право на отсрочку от призыва на срочную во-
енную службу.
От призыва на срочную военную службу в мирное вре-
мя освобождаются граждане:
1) признанные по состоянию здоровья непригодными
к военной службе в мирное время;
2) достигшие 25-летнего возраста ко дню отправки
на срочную военную службу;
3) отец (мать), родной брат или сестра которых во вре-
мя прохождения военной службы погибли или умерли
либо стали инвалидами. Это основание для освобожде-
ния от срочной военной службы призывник может по сво-
ему желанию не использовать;
4) прошедшие военную службу в иных государствах;
5) окончившие курс обучения по программе подготовки
офицерского состава или прапорщиков в вузах МВД Укра-
ины, СБУ и имеющие воинские или специальные звания.
4.33. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ (НЕВОЕННАЯ)
СЛУЖБА
Альтернативная служба — государственная служба вне
Вооруженных Сил или иных военных формирований, ко-
торая установлена вместо прохождения срочной военной
службы с целью исполнения обязанностей перед обще-
ством. Альтернативная (невоенная) служба является ви-
дом исполнения всеобщей воинской обязанности. Ее про-
хождение регламентируется Законом Украины «Об аль-
тернативной (невоенной) службе» от 12 декабря 1991 г.
Право на альтернативную службу имеют граждане, при-
надлежащие к действующим на основании закона рели-
гиозным организациям, вероучение которых не допуска-
ет использования оружия и службы в вооруженных си-
лах. Перечень этих организаций утвержден постановле-
нием Кабинета Министров Украины (1992 г.). В него
входят адвентисты седьмого дня, свидетели Иеговы, еван-
гельские христиане-баптисты и др.
Срок альтернативной службы составляет 27 месяцев, а
для лиц, имеющих полное высшее образование не ниже
образовательно-квалификационного уровня специалиста —
18 месяцев. Граждане проходят ее на государственных
предприятиях, в учреждениях и организациях социально-
го обеспечения, здравоохранения и охраны окружающей
природной среды, а также в сфере коммунального, сель-
ского хозяйства. Их перечень определяется Кабинетом
Министров Украины.
Для прохождения альтернативной службы гражданин
подает заявление в комиссию по делам альтернативной
службы по месту своего проживания. Заявление рассмат-
ривается комиссией в присутствии заявителя не позднее
чем в двухмесячный срок. При наличии истинных рели-
гиозных убеждений у заявителя комиссия принимает по-
зитивное решение и определяет место прохождения аль-
тернативной службы.
На гражданина, проходящего альтернативную службу,
распространяется действие трудового законодательства
Украины. В частности, его отношения с собственником
предприятия, учреждения, организации определяются тру-
довым договором. Гражданин обязан соблюдать трудовую
дисциплину.
После увольнения с альтернативной службы гражда-
нин обязан стать на учет в военном комиссариате и ко-
миссии по делам альтернативной службы.
4.34. ГАРАНТИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
И ГРАЖДАНИНА В УКРАИНЕ
Гарантии прав и свобод человека и гражданина — это
система условий, средств и способов, обеспечивающих их
реализацию и охрану. Различают экономические, полити-
ческие, идеологические и юридические гарантии.
Экономические гарантии — это наличие развитой эко-
номики, способной удовлетворить основные материальные
потребности конкретного человека и общества в целом. В
современном демократическом государстве экономика но-
сит смешанный характер (имеется государственный и час-
тный сектор).
Политические гарантии — народовластие, многопар-
тийность, гласность политической жизни, подконтрольность
государственных органов гражданам и их объединениям.
Идеологические гарантии — общая, политическая и
правовая культура общества, и в особенности должност-
ных лиц государства.
К числу юридических гарантий прав и свобод челове-
ка и гражданина, закрепленных Конституцией Украины,
относятся:
1) право на судебную защиту. Каждый человек имеет
право обжаловать в суде решения и действия органов го-
сударственной власти, местного самоуправления, их долж-
ностных лиц. Если все национальные средства защиты
прав использованы, но оказались безрезультатными, ин-
дивид имеет право обратиться в международные судебные
учреждения и иные международные организации, членом
или участником которых является Украина;
2) право на возмещение за счет государства или орга-
нов местного самоуправления нанесенного человеку мате-
риального и морального ущерба, если таковой причинен
незаконными решениями государственных органов, орга-
нов местного самоуправления или их должностных лиц.
В частности, государство возмещает ущерб, причиненный
безосновательным осуждением;
3) право знать свои права и обязанности. Норматив-
но-правовые акты, определяющие права и обязанности
граждан, должны в обязательном порядке доводиться до
сведения населения. В противном случае невозможно тре-
бовать от граждан исполнения закона. Вот почему Кон-
ституция Украины содержит положение о том, что нео-
публикованный нормативно-правовой акт недействителен;
4) право на правовую помощь. Правовая помощь ока-
зывается как государственными органами, так и негосу-
дарственными институтами, среди которых первое место
принадлежит адвокатуре. В определенных законом слу-
чаях оказание такой помощи осуществляется бесплатно;
5) право не исполнять явно преступные распоряже-
ния или приказы. Данная норма защищает разумную, во-
левую личность, способную объективно оценить получен-
ный ею приказ или распоряжение и имеющую мужество
отказаться от его выполнения;
6) презумпция невиновности. Лицо считается невинов-
ным и не может быть подвергнуто наказанию, пока его
вина не будет доказана. Обвиняемый не должен доказы-
вать свою невиновность — напротив, бремя доказательства
вины лежит на государстве. Все сомнения относительно
доказанности вины истолковываются в пользу обвиняемо-
го. Гуманизм данного конституционного положения мож-
но выразить словами: «Лучше пусть будет оправдан ви-
новный, чем осужден невинный»;
7) право не свидетельствовать против себя и своих
близких. Данная конституционная норма является свое-
образным продолжением презумпции невиновности. Она
призвана устранить моральный конфликт между обязан-
ностью лица говорить правду и долгом перед членами
своей семьи, родными и близкими.
Важное гарантирующее значение имеет положение Кон-
ституции Украины о недопустимости ограничения прав
и свобод человека и гражданина. Отдельные ограничения
допускаются только в случае военного или чрезвычайного
положения. Причем такие фундаментальные права, как
равенство перед законом, право на жизнь, на уважение
человеческого достоинства и другие не могут быть огра-
ничены ни в коем случае.