Ответы на вопросы

23. Правосознание.

Это одна из форм общественного сознания, выражающая представления и чувства о праве и его реализации в общественных отношениях.

Структура правосознания состоит из двух частей: правовой идеологии и правовой психологии.

Правовая идеология – система идей и научных доктрин, которая отражает правовые явления общественной жизни.

Правовая психология – это совокупность психологических переживаний и чувств, которые выражают отношение людей к праву.

Характерные черты правосознания:

1) Правосознание не может существовать вне зависимости от иных форм общественного сознания.

2) Правосознание отражает только те явления жизни общества, которые непосредственно связанные с правом.

3) Осознание правовых явлений и жизни общества осуществляется посредством юридических понятий и категорий: законность, правонарушения, юридическая ответственность.

4) Правосознание отражает не только состояние общественных отношений в определённый момент времени, но так же темпы и направления их развития. Это выражается в отставании или опережении правосознания от темпов развития общественных отношений.

5) Правосознание формируется многими поколениями людей и характеризуется преемственностью, примером является рецепция (усвоение и заимствование основных положений римского права средневеково общества).

Различают отдельные виды правосознания. Различают его обычно по субъектам и по уровням правосознания:

В зависимости от субъектов правосознания выделяют:

а) Индивидуальное правосознание – представления, взгляды, эмоции отдельного человека;

б) Групповое правосознание – правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов и слоёв населения;

в) Общественное правосознание – правовые представления и чувства общества в целом.

В зависимости от уровня познания сущности правовых явлений раличают:

а) обыденное (массовое эмпирическое) правосознание;

б) профессиональное правосознание;

в) научное правосознание.

24. Система конституционного права.

Конституционное право Российской Федерации является единой отраслью, включающей не только конституционно правовые нормы, но и нормы конституций и уставов субъектов Федерации и иных конституционно-правовых норм последних.

Поскольку общественные отношения связаны с разными сферами жизни, каждая из которых имеет свою специфику, то и нормы, регулирующие эти отношения, не могут не проявлять соответствующие им специфические свойства.

В системе конституционного права принято выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:

1) основы конституционного строя;

2) основы правового статусе человека и гражданина;

3) федеративное устройство государства;

4) систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, которые составляют его предмет.

Институту, который объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны следующие специфические черты.

Нормы этого института:

1) воздействуют на общественные отношения путём установления определённых начал устройства общества и государства;

2) как правило, не порождают конкретных правоотношений;

3) определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности; нормам рассматриваемого института не могут противоречить никакие другие положения Конституции РФ;
4) адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам;
5) имеют способом своей защиты общий режим охраны Конституции, конституционного строя, могут быть изменены только путем принятия новой Конституции;
6) устанавливаются преимущественно в конституционной форме;
7) являются в преобладающей части нормами-принципами, нормами-дефинициями, нормами-целями;
8) предполагают для практической и правовой реализации содержащихся в них целей "включение" всех отраслей права;
9) призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, основополагающих для данного общества и государства.

Нормы института конституционного права, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина:
1) воздействуют на общественные отношения в основном путем провозглашения, признания государством естественными, неотчуждаемыми прав человека;
2) реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений;
3) входят в сферу взаимоотношений государства и личности;
4) включают в качестве субъекта права человека (гражданина) как такового, вне связи его с каким-либо особым правовым статусом;
5) предусматривают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции;
6) предполагают подключение многих других отраслей права, в которых реализация конституционных прав граждан осуществляется путем возникновения конкретных правоотношений (трудовых, гражданских, семейных и др.).

Нормы института, который определяет систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, имеют следующие особенности:
1) это нормы преимущественно прямого регулирующего действия; они реализуются в конкретных правоотношениях;
2) в качестве субъектов возникающих на их основе правоотношений выступают органы государства и органы местного самоуправления в их статусе органов народовластия;
3) преобладающая часть данных норм устанавливается на основе Конституции России в актах текущего законодательства, детально определяющих порядок образования органов, их компетенцию, формы деятельности;
4) для норм этого института характерно специфическое, отличное от других институтов, соотношение норм общефедеральных и норм, действующих на территории каждого из 89 субъектов Российской Федерации, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление.

25. Формы Осуществления народовластия.

Конституция РФ провозглашает суверенитет народа: носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Это характерно для демократического правового государства с республиканской формой правления.

Действующая Конституция РФ устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Основной Закон РФ закрепляет, таким образом, следующие каналы осуществления народовластия: непосредственную (прямую) демократию, органы государственной власти, органы местного самоуправления.

Особую роль в осуществлении народом власти выполняют выборные представительные органы, воплощающие представительную демократию. Представительные органы имеются среди и органов государственной власти, и органов местного самоуправления.

Под непосредственной демократией понимается прямое волеизъявление народа или его части, непосредственное решение ими вопросов государственной и общественной жизни или выражение мнения по этим вопросам. Конституция закрепляет ряд институтов (форм) непосредственной демократии, в том числе как высшее непосредственное выражение власти народа – референдум и свободные выборы. К этим институтам относятся также: собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам – форме наиболее широкого участия граждан в управлении государственными делами. Посредством выборов формируются государственные органы, органы местного самоуправления, определяется их персональный состав. Избираются представительные (законодательные) органы: Государственная Дума Федерального Собрания РФ, законодательные органы субъектов федерации.

Наряду со свободными выборами высшим непосредственным выражением власти народа является референдум.

26. Основы конституционного строя РФ.

Конституционный строй – это устройство общества и государства, закреплённое нормами конституционного права.

Признаки конституционного строя:

1) верховенство права;

2) широкие права и свободы человека, их гарантированность;

3) участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство;

4) разделение властей.

Защита конституционного строя обеспечивается:

1) особым порядком предложения и внесения поправок к главе 1 Конституции – Основы конституционного строя;

2) неотвратимостью наказания лиц, осуществляющих действий, направленные на свержение конституционного строя.

Общечеловеческие ценности и цели, провозглашённые в преамбуле Конституции РФ:

1) демократии: права и свободы человека, равноправие и самоопределение народов, демократическая основа государственности России;

2) нравственные: вера в добро и справедливость, почитание памяти предков;

3) российской государственности: сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение её незыблемости;

4) патриотизма и интернационализма: любовь и уважение к Отечеству, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, её причастности к мировому сообществу.

27. Основные права и свободы граждан РФ

Это неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности и получающие высшую юридическую силу.

Выделяют три группы прав и свобод:

1) Личные - права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства личности. Включают в себя право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной и семейной жизни.

2) Политические - права и свободы гражданина, призванные обеспечить ему участие в управлении делами государства. Они тесно связаны с личными правами, поскольку последние наполняют их конкретным содержанием. В то же время сами политические права выступают гарантией и условием реализации отдельных личных прав и свобод граждан.

Политические права принадлежат только гражданам данного конкретного государства и могут быть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом. Они связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием. Политические права включают в себя: право на свободу мысли, мнения; на свободу искать, получать и распространять информацию; право на мирные собрания; на свободу ассоциаций; на участие в ведении государственных дел, как непосредственно, так и через своих представителей; право избранным.

3) Социально-экономические - призваны обеспечить ему достойную жизнь в государстве. Они дают возможность гражданину достигнуть благосостояния.

Особенности данных прав: имеют общесоциальную направленность; выступают инструментами утверждения гуманизма и справедливости; требуют в отношении себя более детальной конкретизации в текущем законодательстве.

К этой категории также относятся и культурные права, гарантирующие доступ человека к благам культуры, свободу художественного, научного технического творчества, его участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры.

Как основу рыночных отношений, Конституция закрепляет право на ведение предпринимательской деятельности, для которой человек использует свои способности и свое имущество. Государство приняло на себя обязанность защищать частную собственность, обеспечивать ее неприкосновенность. Право частной собственности регулируется многими отраслями российского права. Конституция РФ гарантирует защиту права собственности.

28. Политическое и федеративное устройство РФ.

Федеративное устройство РФ. (гл. 3 Конституции Российской Федерации)

Всего 6 видов субъектов в Российской Федерации общей сложностью 89:

1) 21 республика;

2) 6 краёв;

3) 49 областей;

4) 2 города федерального значения;

5) 10 автономных округов.

Признаки Российской Федерации как суверенного федеративного государства:

1) федеральная учредительная власть;

2) территориальное верховенство РФ;

3) федеральная правовая система;

4) система высших федеральных органов государственной власти;

5) федеральное гражданство;

6) федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральная государственная собственность;

7) единая кредитно-денежная система РФ;

8) единые Вооружённые силы РФ;

9) единая внешняя политика РФ;

10) государственный язык;

11) государственные символы РФ – флаг, герб, гимн, столица.

Споры о компетенции между федеральными органами и органами субъектов РФ рассматриваются Конституционным судом РФ.

Государственно-политическое устройство России:

Государственный строй Российской Федерации определён Конституцией, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Главой РФ является президент, избранный на 8 лет (до 2008 на 4 года) всенародным голосованием.

Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание – парламент, состоящий из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и государственной Думы (нижняя палата).

Исполнительную власть осуществляет система федеральных органов исполнительной власти, включая федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Судебную власть осуществляют суды: Конституционный суд, суды общей юрисдикции во главе с Верховным Судом и арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом.

29. Понятие и система административного права.

Административное право - отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Как самостоятельная отрасль российского права административное право имеет свой предмет. Предмет административного права - общественные отношения, возникающие, как правило, на основе власти и подчинения, в рамках управленческой деятельности между субъектами исполнительной власти, государственного управлении и их уполномоченными должностными лицами.

В предмет административного регулирования входят отношения:

1) В рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти.

2) управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;

3) управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;

4) отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере "внутренней" жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне властных функций и полномочий.

Методы административно-правового регулирования:

1) Метод властных предписаний (императивный) - строгое, неукоснительное соблюдение предписаний административно-правовых норм.

2) Административно-договорной метод. Он предполагает заключение контракта и прохождение в специализированной службе в государственных структурах.

3) Метод стимулирования управительной деятельности. Он включает в себя различные моральные и материальные поощрения.

Функции административного права:

1) Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти.
2) Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству.
3) Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно "поддерживается" нормами административного права.
4) Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления.
5) Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.

Принципы административного права:

1) Принцип равенства перед законом. Это означает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.

2) Принцип презумпции невиновности. Согласно этому признаку лицо или лица подлежат административной ответственности только за те административно-правовые нарушения, в отношениях которых установлена вина.

3) Принцип приоритетности интересов личности в жизни общества. Основа данного принципа - положения ст. 2 Конституции РФ, закрепляющей положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства.

4) принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением.

5) Принцип разделения властей.

6) принцип законности. Данный принцип требует от участников административно-правовых отношений реализации закрепленных соответствующими нормами возможностей сообразно требованиям законодательства.

7) Принцип гласности. Он предполагает, что акты административного права вступают в силу не ранее, чем с момента их официальной публикации.

8) Принцип ответственности. Он означает, что установленные нормы права должны соблюдаться, в противоположном случае наступает ответственность.

Источники административного права:

  1. Конституция РФ
  2. Кодекс об административных правонарушениях с последующими дополнениями и изменениями.
  3. Другие федеральные законы: ФЗ об основах государственной службы РФ

ФЗ Гражданстве РФ

  1. Законы субъектов РФ
  2. Указы президента РФ
  3. Акты штрафов субъектов РФ
  4. Ведомственные подзаконные акты (инструкции, постановления, уставы)
  5. Ведомственные акты штрафов субъектов РФ
  6. Ведомственные акты местного самоуправления

30. Меры административно-правового принуждения.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

1) Предупреждение (выносится в письменной форме).

2) Административный штраф, денежные взыскания. Существуют пределы штрафных санкций для юридических и физических лиц.

3) Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного нарушения.

4) Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.
5) Лишение специального права, предоставленного физическому лицу.
6) Административный арест - содержании нарушителя в условиях изоляции от общества.
7) Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
8) Дисквалификация – лишение физического лица права занимать руководящие должности.
9) Административное приостановление деятельности. Заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 — 4.

Основные и дополнительные административные наказания:

1) Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

2) Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

3) За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административной ответственности.

Раскрытие мер принуждения:

1) Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

2) Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:

а) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (далее — минимальный размер оплаты труда);

б) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

в) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда. Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать двадцать пять минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц — пятьдесят минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратный размер стоимости соответствующего предмета, суммы неуплаченных налогов, сборов.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3)Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие назначается судьей.

Возмездное изъятие охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

4) Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

а) подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

б) изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

5) Лишение специального права.

Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. Лишение специального права назначается судьей.

Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет.

Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

6) Административный арест.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток. Административный арест назначается судьей.

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп.

Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

7) Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию — соответствующими должностными лицами.

8) Дисквалификация.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно — распорядительные или административно — хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: