Стандартизация и сертификация товаров

Стандартизация - это деятельность по установлению норм,правил и требований к товарам и услугам с целью защиты интересов потребителей и государства по вопросам качества продукции и услуг, обеспечения их безопасности для жизни и здоровья людей, сохранности окружающей среды.

Основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и ее правовые основы, установленные законами РФ «О стандартизации» и «О защите прав потребителей», обязательны для всех предприятий, ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений независимо от форм собственности и подчинения, а также граждан, занимающихся индивидуально-трудовой деятельностью.

Вопросами стандартизации в Российской Федерации занимается Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), в полномочия которого входят организация, координация и управление работами по стандартизации, метрологии и сертификации в Российской Федерации и представление ее интересов за рубежом.

Важнейшими задачами стандартизации являются: обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями; установление оптимальных требований к качеству продукции; а также требований по совместимости и заменяемости продукции и комплектующих деталей изделий и их унификации.

Одной из задач стандартизации является также создание системы нормативной документации, включающей такие документы, как стандарты, технические условия, общероссийские классификаторы, методические рекомендации, положения, правила и другие материалы.

В Российской Федерации действуют следующие виды нормативной документации: межгосударственные стандарты (ГОСТ), государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р), отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты предприятий (СТГТ), технические условия (ТУ).

К нормативной документации относятся также общероссийские классификаторы технико-экономической информации.

Межгосударственные стандарты (ГОСТ) - это стандарты, принятые государствами, подписавшими Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации и непосредственно ими применяемые.

Ныне действующие и вновь вводимые в рамках соглашения ГОСТы, должны применяться на территории России без переоформления и без изменения их обозначения.

До настоящего времени, впредь до разработки и утверждения новых ГОСТов, на территории Российской Федерации в полном объеме действуют также ранее утвержденные стандарты Советского Союза.

Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р) -являются новым видом национального стандарта, утвержденного Госстандартом России и действующим на всей территории РФ.

В ГОСТы и ГОСТ Р включают:

обязательные требования к качеству продукции, обеспечивающие ее безопасность для жизни и здоровья человека, а также окружающей среды;

основные потребительские свойства продукции, требования к ее упаковке, маркировке, транспортировке, хранению и утилизации;

обязательные требования техники безопасности и производственной санитарии;

обязательные методы контроля качества продукции, позволяющие обеспечит безопасность и экологичность товаров, а также оценить уровень ее качества;

требования по совместимости и взаимозаменяемости продукции; требования, обеспечивающие качество продукции при ее разработке, производстве и эксплуатации;

Стратегическое планирование.

Цели, задачи и методы разработки стратегических планов

Стратегическое планирование формирует план на долгосрочную перспективу (свыше 3-5 лет в зависимости от стабильности и неопределенности внешней среды) и определяет стратегию развития предприятия как базовую основу стабильного и устойчивого долгосрочного функционирования компании. В соответствии с этим в стратегическом планировании выявляются и учитываются экономические закономерности по взаимодействию множества внутренних и внешних экономических процессов, факторов и явлений.

Процесс стратегического планирования на предприятиях включает осуществление следующих взаимосвязанных функций:

1) определение долгосрочной перспективы, основных идеалов, целей и задач развития предприятия;

2) создание условий надежного и стабильного долговременного развития предприятия;

3) формирование предпосылок эффективной деятельности предприятия на основе реализации стратегии через комплекс текущих и среднесрочных планов.

В соответствии с этим в процессе стратегического планирования осуществляется обоснование:

- перспективной цели развития предприятия, ее уточнение с учетом изменения условий его деятельности;

- стратегии развития предприятия, в которой формулируется концепция и основные направления развития;

- плана долгосрочного (стратегического) развития предприятия.

Текущее планирование.

Реализация любой стратегии требует выполнения определенных тактических решений в относительно короткие периоды времени. Поэтому стратегическое (перспективное) планирование, направленное на кардинальные изменения, должно подкрепляться тактическим (текущим) и оперативным планированием, обеспечивающим последовательное (поэтапное) достижение стратегических целей. Все виды планирования взаимосвязаны, но имеют принципиальные отличия по методам планирования, структуре плановых решений, срокам реализации.

Текущее планирование охватывает годовой период и включает совокупность всех планов по различным видам деятельности предприятия. Типовая структура и система планов, действующих в условиях рыночных отношений, представлены на рис..

Основой составления планов по конкретным направлениям деятельности предприятия являются задачи, которые определяются в натуральных или денежных количественных показателях. Прежде всего при планировании ориентируются на узкие места, где ограничена маневренность действий (производство, сбыт, финансы, рабочая сила).

После завершения разработки планов по отдельным направлениям проводится анализ и выявляются несоответствия. Так как планы взаимозависимы, возникает необходимость соответствующей корректировки.

Одним из главных ориентиров всех планов является сохранение платежеспособности (ликвидности) предприятия. Сальдо доходной и расходной частей всех планов включается в бюджет (план расходов и доходов).

Показатели рынка служат исходными данными для планирования деятельности предприятия. Узловым в системе планов является планирование сбыта, прибыли и финансов.

В текущем годовом плане предприятия конкретизируются прогнозы, долгосрочные, перспективные мероприятия и показатели. Исходными данными для разработки этого плана служат:

• данные маркетинговых и стратегических исследований, а также разрабатываемые цели развития;

• выявленный и формируемый спрос на продукцию или услуги;

• уточненные технико-экономические нормы и нормативы использования производственных мощностей, затрат трудовых и материальных ресурсов;

• мероприятия по созданию, освоению и внедрению новой техники и технологии;

• изобретения, патенты, рационализаторские предложения, информация о конкурентах.

Задания годового плана распределяются по кварталам и в соответствующих показателях доводятся до производственных подразделений.

При разработке текущего плана выполняют комплекс организационных и планово-расчетных работ:

а) детально анализируются производственно-хозяйственная деятельность и ход выполнения перспективных и долгосрочных планов за прошедшие годы, что позволяет определить достигнутый организационный уровень производства;

б) сопоставляются качество и ассортимент выпускаемой продукции с качеством и ассортиментом продукции других конкурирующих предприятий, что позволяет разработать мероприятия по улучшению качества продукции или услуг;

в) разрабатываются мероприятия и программы по росту эффективности производства (внедрение прогрессивной технологии, механизации и автоматизация производства, специализация и кооперирование, совершенствование системы управления, планирования и организации производства);

г) осуществляется сбор предложений работников предприятия по улучшению качества продукции и всей работы коллектива, организации труда, производства и повышению его эффективности;

д) уточняются действующие и разрабатываются новые прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы использования оборудования, затрат рабочего времени, нормы расхода материалов, топлива, энергии и других производственных ресурсов.

17- 18Разработка бизнес-плана предприятия.

В настоящее время не существует определенных методик подготовки бизнес-плана, однако, общая структура бизнес-плана, в соответствии со стандартами UNIDO, должна придерживаться следующих основных разделов:

Возможности фирмы (резюме);

Анализ рынка

План маркетинга;

Организационный план;

План производства;

Финансовый план.

Резюме проекта

Объем данного раздела не должен превышать нескольких страниц. Его текст должен быть понятен и не специалисту — предельная простота и минимум специальных терминов.

Работа над этим разделом чрезвычайно важна, поскольку если он не произведет благоприятного произведения на инвесторов и кредиторов, то дальше бизнес-план они просто не станут смотреть.

В целом резюме должно дать ответы будущим инвесторам или кредиторам фирмы (в том числе и ее акционерам) на 2 вопроса: «что они получат при успешной реализации данного плана», и «каков риск потери ими денег».

Этот раздел должен разрабатываться в самом конце составления бизнес-плана, когда достигнута полная ясность по всем остальным вопросам.

В разделе этом разделе определяются в приоритетном порядке все направления деятельности фирмы, целевые рынки по каждому направлению и место фирмы на этих рынках. По каждому направлению устанавливаются цели, к которым фирма стремится, стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий. По каждой стратегии определяются ответственные лица.

В этом же разделе помещается информация, дающая представление о фирме, а также все необходимые данные, характеризующие ее коммерческую деятельность.

19 Оперативное планирование.

Это завершающий этап внутрипроизводственного планирования.

В обязанности работников оперативного планирования входят:

1 Обеспечения каждого работника информацией о его рабочем месте, задание на текущую рабочую смену, на ближайшие дни, неделю, месяц.

2 Обеспечение его исправно работающими приборами, оборудованием, материалами и т.д.

3 А также организация согласованной работы всего коллектива, при которой каждый рабочий дополняет другого.

Оперативное планирование призвано конкретизировать и доводить задания до цеха, участка, рабочего места; обеспечить равномерное и комплексное выполнение плана по выпуску продукции при рациональном использовании средств производства, предметов труда и рабочей силы.

Оперативное планирование заключается в конкретной детальной разработке производственной программы на короткие промежутки времени.

Оно разделяется на календарное планирование и диспетчирование.

В ходе календарного планирования разрабатывается производственная программа завода, цехов и других подразделений на месяц, декаду, сутки, час, а также часовые графики для автоматических линий.

Главная задача оперативного планирования – обеспечить ритмичную работу завода и его подразделений. Ритмичная работа обеспечивает выпуск в равные промежутки времени одинакового количества продукции по объему и составу.

Показатель ритмичности:

Выпуск продукции за декаду. Если каждую декаду выпускается 1/3 месячного объема, то цех работает ритмично.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: