Сущность парадигмы мышления

Парадигмы мышления и виды текста. Магическое мышление и убеждающий текст. Позитивистское мышление и прагматический текст. Драйв-мышление и гедонистический текст. Гуманистическое мышление и смысловыявляющий текст. Net-мышление и сетевой текст.

(Левкин) Общий подход к описанию парадигм и выделению их особенностей. Как бы ни строилось научное мировоззрение, в его структуре будут ответы на три принципиальных и предельно общих вопроса: 1) что есть Мир? 2) что есть Я? 3) что есть отношение между Миром и Я? Любое познание ориентировано на поиск ответов на эти вопросы. Различия начинаются в том, как организуется этот поиск. Парадигма – это совокупность наиболее общих принципов познания, предполагающих определенное видение того, как искать ответы на вопросы: что есть Мир, что есть Я и что есть отношения между Миром и Я. Это значит, что парадигма предлагает неспецифичное (независимое от предмета познания) определенное понимание того, что есть проблема, а также объект и предмет исследования, определяет ключевые методы исследования и правила истолкования полученных результатов. Поэтому парадигма может пониматься как общая логика исследования. Смешение парадигм в рамках одного исследования неизбежно приведет к существенным внутренним противоречиям как в его постановке и проведении, так и при оценке результатов и даже их оформлении в виде научной работы (диссертации, статьи, монографии и пр.).

Отдельной временной эпохе соответствовали различные парадигмы мышления – в психологии журналистики – определяются типами текстов. Существует 6 парадигм мышления. Каждой парадигме соответствует определенный тип текста, речемыслительная единица. С помощью парадигм в журналистике может быть достигнут тот или иной эффект, который журналист хотел направить на аудиторию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: