Вопрос 59. Законы внутрикорпоративной этики

Вот как, к примеру, формулируются некоторые из положений внутренней этики Службой новостей телекомпании «4 канал». Большинство из них – результат многолетней практики, когда любая неудача, откровенный журналистский «ляп», тем не менее, давали урок профессионализма, позволяли приобрести новому поколению репортеров полезный опыт, формировали некий свод неписаных законов внутренней этики и, как следствие, философии новостей.

  • Журналист не должен инициировать события

Такой принцип появится в новостях «4 канала» после того, как в ноябре 1997 года сотрудникам Службы новостей пришла в голову мысль организовать «предпразд­ничную» акцию накануне 80-ой годовщины Октябрьской революции. Идея акции заключалась в том, что накануне годовщины революции – 6 ноября в филиале мага­зина «Кировский» можно было приобрести продуктовые наборы за старые, вышедшие из обращения деньги образца 1961года. В наборы входили тушенка, сгущенка, крупа, плитка шоколада и т. д. Стоили такие наборы пять рублей двадцать пять копе­ек. По требованию генерального директора сети супермаркетов, было выдвинуто еще одно условие — продукты продавали только по пенсионным удостоверениям.

Акция была хорошо разрекламирована. В назначенный день у филиала «Кировского» собралось много людей, в основном пенсионеры. Приготовленные набо­ры быстро разобрали. Вскоре в Новости посыпались звонки недовольных граждан с претензиями, что наборов почему-то было мало, что надо было их не «продавать» в магазине, а разносить по квартирам. Пенсионеры не поняли акцию, как шутку. После этого уже никто не хотел инициировать события.

  • Не показывать «самосожженцев» и «лжеминирования».

Самосожженцы – это внутренний термин. Под ним в Службе новостей понимают человека или группу, которые используют ТВ для решения своих проблем. Это правило появилось после сюжета о женщине, которая пыталась совершить акт самосожжения на крыльце здания областной администрации т. к. ей (матери-одиночке с 3 детьми не дали квартиру больше, чем была). Такие примеры стали повторяться. Мужчина выпрыгнул из окна многоэтажки – сюжет по всем каналам и т д. Другое дело, что одни смаковали в деталях это, другие, как «4 канал», рассказали о великой трагедии отчаявшегося мужчи­ны, не акцентируя внимание на видеоряде.

От показа «лжеминирований» (сюжетов о якобы заложенной в здании мины Служба новостей «1 канала» отказалась по вполне понятным причинам. Подан­ным областного штаба ГО и ЧС число сообщений о минировании резко возросло после того, как местные телеканалы показывают подобные сюжеты. Поэтому если в здании не было найдено взрывного устройства, новости «4 канала» не станут рассказывать об этом событии.

  • Не показывать тела погибших крупным планом.

Это правило уже давно принято журналистами большинства российских и за­рубежных телекомпаний. Однако на всех местных телеканалов только «4 канал» придерживается его в полной мере. С профессиональной точки зрения бывает ин­тересно проследить: сколько материала из отснятого на месте криминального со­бытия выйдет в эфир у коллег из нескольких телекомпаний Екатеринбурга. Меж­ду тем еще три-четыре года назад Служба новостей могла позволить себе показать то, что сегодня в эфир пропущено, не будет. Чувство меры в освещении подобных новостей формировалось очень долго. Сегодня в новостях «4 канала» ни при каких условиях не будет показано тело погибшего человека крупным планом. Также жур­налист не станет использовать в сюжете на криминальную тему слово «труп».

  • В новостях не должно быть заказных материалов.

На первый взгляд, это аксиома истинных профессионалов. Однако многие вла­дельцы региональных СМИ, особенно в небольших городах с населением чуть боль­ше ста тысяч человек, ссылаются на то, что рекламодатель предпочитает положи­тельные статьи и сюжеты о себе размещению рекламы в открытой форме в таком же объеме. В связи с таким положением некоторые учебные центры подготовки работников региональных телекомпаний на своих курсах теперь даже учит журна­листов: как сделать заказной материал так, чтобы это не «бросалось в глаза».

Однако, по мнению бизнес-консультанта из США Уильяма Данкерли, кото­рый вел несколько номеров постоянную рубрику в российско-европейском жур­нале о медиа «Среда», - публиковать заказные материалы гораздо менее выгод­но прежде всего для самого рекламодателя: «Ваше издание должно работать как денежный печатный станок для рекламодателя: если рекламодатель тратит 1000 руб­лей на рекламу, он должен «вернуть» 4000 рублей. Является ли ваше издание таким печатным станком для денег? Многие российские медиа-предприятия – нет. В боль­шинстве случаев причина заключается в отсутствии эффективной связи между мар­кетинговыми приемами рекламодателей и потенциальными потребителями».

Многие российские специалисты, в том числе и в сфере экономики, также при­держиваются подобной точки зрения. Ведь доверие читателей к изданию – это его главный козырь с точки зрения коммерческой эффективности, если изданию до­веряет читатель, стало быть, оно популярно, а если оно популярно, то в нем будет высокая стоимость площади за рекламу. Получается, что этика и экономика, тесно связаны. Рентабельно быть честным перед читателем. Эффективный коммерческий путь – быть честным перед читателем, никогда не смешивать редакционную политику и информационную насыщенность с рекламой. "Хорошая этика – есть хороший бизнес.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: