Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | |
В мире общения (2 ч) | ||
Речевой этикет при знакомстве, приветствии, прощании, поздравлении, выражении благодарности. Употребление вежливых слов, выбор обращения в зависимости от ситуации общения. Умение говорить и умение слушать. Интонация, жесты и мимика в речевом общении | Использовать в речи слова речевого этикета. Выбирать обращение к собеседнику в зависимости от ситуации общения. Отрабатывать навыки культурного ведения диалога. Целесообразно использовать жесты, мимику при ведении диалога | |
Главное средство общения — родной язык. Русский язык как национальный язык русского народа, России. Речь устная и письменная. Устные и письменные формы общения (умение читать, писать, слушать и говорить) | Строитьсобственные высказывания о любви к родному языку после прочтения высказываний о русском языке, художественных произведений, пословиц и поговорок. Различать устные и письменные формы общения, сравнивать их. Пониматьиобъяснять различия между устной и письменной речью, решать проблемные ситуации по рисункам. Оформлять предложения на письме и в устной речи (заглавная буква в начале и знак препинания в конце предложения, интонация завершённости) | |
Роль слова в общении (2 ч) | ||
Роль слова и предложения в общении. Значение выбора слова для достижения нужной цели общения. Обогащение словаря как необходимое условие успешного общения. Диалог | Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения. Участвовать в диалоге, выслушивать собеседника, высказыватьсвоё мнение. Составлять воображаемые диалоги с героями произведений. Давать характеристику ситуации общения | |
Слово и его значение (3 ч) | ||
Слово как двусторонняя единица языка (без термина), значение слова и его звуковая и буквенная форма. Наглядно-образные двусторонние модели слов. Слово как «заместитель», «представитель» реальных предметов, их свойств и действий. Слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы (по вопросу кто? или что?). Имена собственные и нарицательные, их правописание. Слова со сходным и противоположным значением. Слова с обобщающим значением (учебные вещи, растения, одежда, транспорт, семья и др.). Содержательная (смысловая) классификация слов по определённым темам, составление тематических словариков | Различать в слове его звуковую сторону (внешнюю) и значение (внутреннюю). Объяснять смысл, значение используемых в речи слов. Сравнивать и различать слово и предмет, подбирать к одному предмету несколько слов-названий, по-разному характеризующих его. Объединять слова в группы на основе их значения (по тематическим признакам). Пониматьнеобходимость обогащения словаря. Использоватьслова различных тематических групп | |
Имя собственное (2 ч) | ||
Различие имён собственных и нарицательных. Называние одного предмета (имена собственные) или целого класса однородных предметов (имена нарицательные) | Употреблять заглавную букву в написании имён собственных. Придумывать и записывать слова — имена собственные и нарицательные, классифицировать, давать группам слов общее название. Объяснять этимологию русских фамилий, кличек животных (простейшие случаи) | |
Слова с несколькими значениями (2 ч) | ||
Слова с несколькими значениями. Сходство предметов, называемых одним словом, как обязательное условие проявления многозначности | Сравниватьпредметы, называемые одним многозначным словом, находить в них общее. Объяснятьзначение многозначного слова в конкретных примерах его употребления | |
Слова, близкие и противоположные по значению (2 ч) | ||
Слова близкие и противоположные по значению, их значение и звучание. Роль синонимов и антонимов (без употребления терминов) в речи | Сравниватьсинонимы и антонимы по значению и по звучанию. Употреблять синонимы и антонимы разных тематических групп в речи. Использовать словари синонимов и антонимов | |
Группы слов (3 ч) | ||
Группы слов, объединённых основным значением (предмет, признак предмета, действие предмета). Вопросы к словам разных групп (кто? что? какой? что делает?) | Распределятьслова по группам на основе их основного значения и вопроса.Находитьв тексте слова — названия предметов, названия признаков и названия действий.Составлять группы слов, объединённых общими признаками, записывать вопросы, на которые они отвечают (какой? что делает? кто? что?). Работать с орфографическим словарём, составлять тематические словарики; собирать и записывать их. Участвовать в конкурсе «Кто больше знает слов и их значений?», подбирать слова по темам, помогающим через слово познавать мир (человек: его семья, возраст (младенец, дитя, старец), облик человека (рост, фигура, волосы), качества и черты характера (ум, смелость, честность) | |
Звуки и буквы. Алфавит (2 ч) | ||
Обобщение первоначальных сведений о звуках и буквах русского языка. Звуковой анализ, звуковая и буквенная форма слова. Смыслоразличительная роль звуков в словах. Алфавит как основа письменности. Осмысление различий между звуком и буквой, звуками в устной речи и названиями букв этих звуков ([ж] — жэ, [к] — ка, [ф] — эф) | Различатьзвуки и буквы. Проводитьслого-звуковой анализ слов. Понимать и объяснять роль звуков в различении слов. Называть буквы в алфавитном порядке | |
Гласные звуки. Обозначение их буквами. Согласные звуки. Обозначение их буквами (2 ч) | ||
Шесть гласных звуков и десять гласных букв в русском языке. Обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме. Количество согласных звуков и согласных букв. Роль гласных и согласных звуков в речи | Обозначатьна письме мягкость и твёрдость согласных звуков. Анализировать примеры звукописи. Проводить звуко-буквенный анализ слов | |
Слоги. Перенос слов (2 ч) | ||
Деление слова на фонетические слоги. Определение количества слогов в слове. Закрепление знаний о слоге. Правила переноса слов | Делитьслова на слоги, опираясь на количество гласных звуков в слове. Объяснять различие между словом и слогом.Исправлять некорректно выполненное деление слов на слоги. Составлятьрассказы по опорным словам.Сравниватьделение слова на слоги и на части для переноса. Применять правила переноса слов.Переносить слова со строки на строку по слогам. Называть несколько вариантов переноса слов. Объяснять деление слов для переноса, работая в паре | |
Ударение. Ударные и безударные гласные звуки. Обозначение их буквами (3 ч) | ||
Ударение в русском языке как более сильное произнесение гласного звука. Роль ударения в узнавании слова. Безударные гласные звуки как орфограмма. Способы проверки безударных гласных (элементарные случаи) | Ставить в словах ударение, называть ударный слог, подчёркивать безударные гласные. Ставитьударение в словах в соответствии с литературными нормами. Пользоватьсяорфоэпическим словариком для определения верного произношения слова.Сравниватьпроизношение и написание гласных в словах. Находитьбезударные гласные в словах,подбиратьпроверочные слова.Анализироватьритм стихотворной речи | |
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных звуков на письме (3 ч) | ||
Правила обозначения мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я | Обозначатьна письме мягкость и твёрдость согласных звуков. Различатьспособы передачи мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, и, ю, я. Записывать слова в алфавитном порядке. Определять количество звуков и букв в словах (день, яма, мяч, конь, ель) | |
Правописание буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу (3 ч) | ||
Шипящие согласные звуки. Правила написания буквосочетаний жи—ши, ча—ща, чу—щу | Писатьбуквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу. Находитьв текстах слова с изучаемыми орфограммами. Озаглавливатьтекст. Пересказыватьтекст по вопросам | |
Разделительный мягкий знак. Разделительный твёрдый знак (3 ч) | ||
Употребление разделительного мягкого знака после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и. Употребление разделительного твердого знака (без изучения правил, общее наблюдение) | Писатьмягкий знак в словах на основе анализа их звучания. Различать слова с разделительным мягким знаком и без него. Образовывать формы слов таким образом, чтобы в них появлялся разделительный мягкий знак. Писать слова с разделительными мягким и твёрдым знаками. Наблюдать за употреблением разделительного твёрдого знака в словах. Составлять объявления по заданной форме | |
Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их буквами (5 ч) | ||
Звонкие и глухие согласные (парные, непарные). Наблюдение за произношением и обозначением на письме парных звонких и глухих согласных на конце слова и перед гласными | Характеризоватьзвуки (гласные — согласные, твёрдые — мягкие, звонкие — глухие), приводить свои примеры. Сравнивать произношение и написание парных (звонких и глухих) согласных на конце слова и перед гласными. Использовать при письме известные способы обозначения мягких согласных: мягким знаком и гласными буквами е, ё, ю, я, и. Различать слова, написание которых совпадает с произношением, и слова, написание которых расходится с ним (безударные гласные, сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу).Писать диктанты с известными орфограммами без ошибок, использовать приёмы учебной деятельности — контроль, коррекцию | |
От слова к предложению. Знаки препинания в конце предложения (5 ч) | ||
Общее представление о предложении, его смысловой и интонационной законченности. Смысловая и интонационная законченность предложения. Смысловая связь слов в предложении (по вопросам). Наблюдения за смыслом и формой предложения при изменении порядка слов. Роль предложения в речевом общении, его коммуникативная функция, интонационное оформление предложения в речи и на письме (заглавная буква в начале предложения и знаки препинания в конце). Знакомство со знаками препинания | Отличать предложение от слова. Составлять и записывать предложение на определённую тему (о школе, детях, маме, природе). Оформлять предложения на письме (писать заглавную букву в начале, ставить точку в конце, делать пробелы между словами). Списывать небольшой текст без ошибок, проверять, оценивать работу. Писать диктанты, организовывать самопроверку | |
От предложения к тексту (6 ч) | ||
Практическое представление о речевой ситуации (собеседники, цель и результат общения). Текст как речевое произведение, автор текста | Находить слова и выражения, помогающие выразить свою мысль и достичь нужной цели общения. Участвовать в диалоге, выслушивать собеседника, высказыватьсвоё мнение. Составлять воображаемый диалог с героями произведений. Характеризовать особенности ситуации общения. Различатьпрактически текст и предложение. Озаглавливать текст. Составлять письмо, приглашение. Объяснять их особенности. Задавать вопросы, уточняющие содержание текста. Обсуждать содержание текста. Составлятьнебольшие тексты по теме и наблюдениям (по вопросам и опорным словам). Выражать свое отношение к изучению русского языка | |
[1] Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики и синтаксиса.
[2] Изучается во всех разделах курса.
[3] На обучение грамоте выделяется 115 ч из часов учебного плана по русскому языку и 92 ч из часов учебного плана по литературному чтению.
[4] Работа по развитию устной речи (коммуникативных умений) проводится в течение всего курса. На раздел «Введение в мир общения» отводится специальное время. Освоение устных форм общения идёт параллельно с письменными формами общения по «Азбуке», тетрадям и прописям.
[5] 16 недель по 9 часов.