Советские органы пропаганды


Основным органом внешнеполитической пропаганды СССР являлось Телеграфное агентство Советского Союза (ТАСС) - единая государственная информационная система, основанная в 1925 году. Ежедневно ТАСС готовил и передавал 300-320 внутрисоюзных и международных сообщений. Главная редакция информации для заграницы (ГРИДЗ) готовила на 6 языках (русском, английском, французском, немецком, португальском и арабском) специальные материалы для 115 стран мира (то есть для 73% стран).
ТАСС являлся мощным средством ведения идеологической работы на внешнеполитическом направлении, обеспечивал мировых потребителей информации оперативными и точными сведениями о СССР. Однако характер его деятельности как официального органа правительственной информации существенно снижал информационные возможности пропаганды, не давал выйти за рамки идеологии. То есть ТАСС действовал в рамках идеологического противоборства.
Агентство печати "Новости" (АПН), созданное в качестве общественной информационной службы в феврале 1961 года на основе сталинского Совинформбюро Союзом журналистов СССР, Союзом писателей СССР, Союзом советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами и Всесоюзным обществом "Знание", имело иной статус, нежели прочие информационные агентства, государственные либо частные.
АПН готовило и распространяло материалы аналитического характера, отвечающие целям долговременного информационного воздействия на зарубежного потребителя информации (переводы на иностранные языки текстов официальных документов и выступлений руководства СССР, интервью, обзоры, комментарии, брошюры, книги и т. д.), долгое время оставаясь для него своего рода "витриной социализма". Как нельзя лучше отражал внешнюю направленность информационного потока, суть активного информационного влияния на зарубежную аудиторию девиз агентства: "Информация на благо мира, на благо дружбы между народами". Он указывал на основную цель, поставленную государством: формировать положительный образ СССР. В странах со слабо- и среднеразвитой информационной, пропагандистской инфраструктурой, технологиями массовой информации и коммуникации, СССР небезуспешно реализовывал данную установку.
Центральный аппарат АПН, строившийся по принципу территориальных главных редакций (страны Западной Европы, Северной Америки, Ближнего и Среднего Востока и Африки, Латинской Америки, социалистические страны), ставил своей целью довести материалы агентства до аудитории определенной страны (принцип направленности). Оптимальной была и сама форма существования АПН как общественной организации. Это предполагало, что советские государственные органы и АПН взаимно не несут юридической ответственности за деятельность, финансовые обязательства и иные действия, а также по претензиям, обращенным друг к другу. Общественный статус позволял использовать в отношениях с другими зарубежными органами СМИ разные формы обмена материалами и распространения информации, как безвозмездно, так и на коммерческой основе.
Непосредственно целям создания благоприятной среды для информационного воздействия на иностранную аудиторию служила и работа АПН по "оказанию содействия посещающим СССР иностранным журналистам". Ежегодно подобное содействие (в организации поездок по стране, получении интервью, подготовке материалов и т. п.) получали сотни иностранных журналистов. Для них же, а также для своих бюро за рубежом АПН пять раз в неделю выпускало пресс-бюллетень Daily Review.

Как показывает мировой опыт, данный метод работы был весьма успешен.
Структура центрального радиовещания на зарубежные страны (в системе Гостелерадио СССР) включала в себя главную дирекцию программ, главные редакции информации и пропаганды и редакции по вещанию на отдельные страны и регионы. Охват вещания советского радио на заграницу был весьма впечатляющ: оно вело передачи на 75 языках народов мира в общей сложности более чем по 1800 часов в неделю из Москвы и столиц нескольких союзных республик. Вещание советского радио на зарубежные страны имело широкое международное признание. Некоторые специальные передачи готовились в записи для ретрансляции их местными радиостанциями в ряде стран мира, причем подчас время таких передач было фиксировано.


Это одно из немногих советских (теперь российских) средств информационного воздействия на аудиторию в зарубежных странах относительно устойчиво сохранило свои позиции в мировой информационной сфере. Радиостанция "Голос России" (Иновещание) ведет свои передачи в записи и в режиме реального времени на 38 языках на 160 стран мира. В настоящий момент по этим показателям станция "Голос России" занимает третье место в мире - после "Би-Би-Си" и "Голоса Америки".
Советская печать распространялась в 140 государствах мира. Журнал "Советский Союз" выходил на 20 языках.
Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД) поддерживал контакты с более чем 9 тыс. организаций в 140 странах мира (90% стран мира) и 8 международными организациями. Его основными партнерами являлись зарубежные общества, лиги и ассоциации дружбы с СССР (130 организаций в большинстве государств мира). Уникален был и размах деятельности ССОД в самом СССР: в нем принимали участие свыше 50 миллионов человек.
В 47 странах мира (29% стран) существовали культурные центры и дома советской науки и культуры. ССОД имел свои представительства почти в 70 странах (45% стран мира). Им были организованы широкая информационная работа с зарубежной общественностью, регулярные кинопросмотры и лекции, вечера встреч с работниками культуры и искусства, велась работа с выпускниками советских учебных заведений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: