Сущность права. Общество является объектом права как нормативного регулятора общественных отношений, направленного на их упорядочение и установление правопорядка

Общество является объектом права как нормативного регулятора общественных отношений, направленного на их упорядочение и установление правопорядка. В этом плане важно определить социальную сущность права.

Сущность права как социального института заключается в том, что оно является общесоциальным регулятором общественных отношений, направленным на достижение в обществе согласия и мира, а также всеобщей мерой свободы, равенства, справедливости и ответственности субъектов социального общения, которая выражает согласованность их воли и интересов. Такова социальная сущность права в современном цивилизованном обществе, социально ориентированном, демократическом, правовом государстве. Упоминание здесь государства не случайно. Сущность государства и сущность права однотипны. Сущность государства, всегда являющегося кон центрированным отражением и выражением общества (каково общество — таково и государство), влияет на сущность права. Вообще два начала всегда присутствуют в содержании права и сказываются на его сущности — цивилизационное начало и начало политическое.

Цивилизация — это период развития человечества, истоки которого связаны с переходом людей от присваивающей экономики к экономике производящей, когда жизнь человека перестала находиться в абсолютной зависимости от «даров» природы. Одновременно отдельный человек начал обретать все большую свободу в обществе. Цивилизация создала человека как личность — обладателя свободы и сознания. Человек сознательно реализовывал свою свободу в своих действиях. История развития человечества — это история развития меры свободы личности в природе и обществе, которую олицетворяет право как инструмент, создающий порядок в обществе. Право противостоит произволу (абсолютной свободе, анархии), и всегда есть мера свободы — объективно возможной и необходимой в обществе.

В древнем обществе свобода была минимальной. Первоначально социальные нормы древнего общества были ориентированы на ограничение свободы и формулировались как запреты. Со временем появились нормы, предоставляющие свободу, возможность совершать определенные действия, т.е. появились права. Так возникло собственно право. Будучи мерой свободы, право одновременно яви лось и мерой ответственности за свободно совершенные поступки. Свобода неотделима от ответственности. Следует отметить и то, что право—мера справедливости. Справедливость, праведность, прав да, правильность — однокоренные слова, самым непосредственным образом связанные с правом. Древние юридические памятники не случайно часто назывались «правдами» — Русская Правда, Салическая Правда. Древнеримские юристы говорили: «Право есть искусство добра и справедливости».

И еще есть одна особенность права как меры равенства людей. Право — это равная мера свободы по отношению к неравным людям. Но право обеспечивает не фактическое, а формальное равенство людей.

Право — атрибут государственно-организованного общества, и его содержание неизбежно выражает государственную волю. Государственная воля — политическая категория, политический инструмент, который может служить интересам даже меньшинства населения страны в ущерб интересам большинства. В связи с этим, на исходе прошлого века, указывая на нормы права, закрепленные в законодательстве, сформировалось понимание сущности права своего времени и предшествующих эпох (рабовладельческой, феодальной) как возведенной в закон воли экономически и политически господствующего класса, воли, направленной на формирование в обществе порядка, выгодного и угодного, прежде всего, этому классу. При этом подчеркивалось «всего лишь воли», «одной лишь воли», «именно воли», тем самым делалась оговорка, что сущность права предполагает и нечто другое, т.е. то, что выше было обозначено как цивилизационное начало.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: