Тема 4. Государство в политической системе

Человеческое общество находится в процессе постоянных изменений, происходящих под воздействием различных факторов. По мере его развития усложняются социальные взаимосвязи людей, появляются новые потребности и соответственно виды деятельности, удовлетворяющие их. Кроме того, изменяются природные, энергетические, международные условия существования современных государств. Поэтому вопрос о том, как общество приспосабливается к требованиям постоянно изменяющейся внутренней и внешней среды, представлялся всегда актуальным не только в теоретическом, но и в практическом смысле. Ответ на него позволяет выявить механизмы адаптации, составляющие основу жизнеспособности и стабильности любого общества.

Понятие "политическая система" используется для характеристики отношений между государством, и обществом между различными субъектами на негосударственном уровне. Существует широкое понимание политической системы, когда под ней имеется в виду совокупность всех общественных структур как государственных, так и негосударственных (политические институты, социальные и экономические структуры, исторические традиции и ценности), так или иначе участвующих в политической жизни. В узком смысле под политической системой понимаются только институциональные образования: государство, политические партии, общественные организации.

Термин "политическая система" был введен в политико-правовую науку в 50 - 60-х гг. XX в. Сам этот факт отражал нарастающее понимание системного характера политики. До того времени для описания властных отношений обычно использовалось понятие "тип правления", а чуть позже - "система правления". Но ученые, оперировавшие этими понятиями, обычно сводили политику к деятельности государства и его органов, выделяя их в качестве главных субъектов властных отношений.

Основателем системного подхода в политической науке принято считать Д. Истона, по определению которого политика есть "волевое распределение ценностей". Оно осуществляется политической системой, которую можно рассматривать как совокупность взаимодействий по поводу распределения ресурсов и ценностей. С этой точки зрения политическая система представляет собой сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе. Системный подход позволил более четко определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем. С одной стороны, политика рассматривалась как относительно самостоятельная сфера, состоящая из взаимосвязанных элементов и выполняющая функции распределения ресурсов и побуждения к принятию этого распределения в качестве обязательного большинством общества.

С другой стороны, политика является частью более широкой целостности - общества. Она должна реагировать на импульсы, поступающие в систему, предотвращать конфликты, возникающие по поводу распределения ценностей между индивидами, группами. Следовательно, полагал Д. Истон, "системный анализ политической жизни основан на понятии "системы, погруженной в среду" и подверженной воздействиям с ее стороны... Такой анализ предполагает, что система, чтобы выжить, должна иметь способность реагировать".

Постоянно поддерживая связи с внешней средой, компонентами которой могут выступать природа, экономика, культура и социальная структура, политическая система при помощи регулирующих механизмов вырабатывает ответные реакции на поступающие импульсы, приспосабливается к внешним условиям функционирования.

Адаптацию общества к изменяющимся условиям существования политическая система осуществляет с помощью правовых, моральных, религиозных норм, традиций, обычаев, политических партий, государственных, а также общественных организаций и движений, которые являются элементами политической системы.

Структура политической системы. Политическая система состоит из подсистем, которые непосредственно связанных друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. У разных исследователей количество подсистем (элементов) неодинаково. Однако если в качестве основания для их определения взять выполняемую каждым из этих элементов функцию, то можно выделить институциональную, нормативную, функциональную, культурную и коммуникативную подсистемы.

Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними - все это в совокупности образует политическую организацию общества. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов, обладая монополией на законное насилие, государство обладает наибольшими возможностями воздействовать на различные стороны общественной жизни. Обязательность решений государства для граждан позволяет ему придавать социальным изменениям целесообразность, разумность, ориентацию на выражение общезначимых интересов. Очень велико влияние на государственную власть и политических партии и групп интересов. Среди последних особую роль играют церковь и средства массовой информации, которые способны существенно влиять на процесс формирования общественного мнения, а через него - оказывать давление на правительство, на политических лидеров.

Нормативная подсистема состоит из правовых, политических, моральных норм и ценностей, традиций, обычаев. С их помощью политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан.

Функциональная подсистема включает в себя методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима, задача которого - обеспечение функционирования, преобразования и защиты механизма осуществления власти в обществе.

Коммуникативная подсистема включает все формы политического взаимодействия как внутри системы (например, между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств.

Функции политической системы.

В теории систем под функцией понимается любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечение ее жизнеспособности. Те же действия, которые ведут к разрушению организованности, стабильности системы, называют дисфункциями.

Сохранение или поддержание существующей модели политической осуществляется через функцию политической социализации. Политическая социализация представляет собой процесс приобретения индивидом политических знаний, верований, чувств, ценностей, присущих тому обществу, в котором он живет. Приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти обеспечивают поддержание существующей модели политической системы.

Стабильность политической системы достигается тогда, когда ее функционирование основано на принципах, соответствующих политической культуре общества. Так, американская политическая культура основывается на ряде мифов, идеалов и верований, которые признаются большинством населения страны. Среди них – отношение к своей стране как к богоизбранной, представляющей любому человеку уникальную возможность для самореализации, ориентация на личный успех, уверенность в незыблемости доллара и могуществе US армии.

Жизнеспособность системы обеспечивается ее способностью к адаптации, приспособлению к окружающей среде, ее возможностям. Функция адаптации может осуществляться с помощью политического рекрутирования, то есть подготовки и отбора субъектов власти (лидеров, элит), способных находить наиболее эффективные пути и методы решения актуальных проблем и предлагать их обществу.

Не менее важна функция реагирования. С ее помощью политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри системы. Высокоразвитая реагирующая способность позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий. Игнорирование этих требований может привести к формированию «критической массы», способной привести к дезинтеграции и распаду общества.

Политическая система в состоянии эффективно реагировать на возникающие требования при наличии у нее ресурсов, которые она черпает из внутренней или внешней власти (экономической, духовной, социальной и т. п.) среды. Данную функцию называют экстракционной.

Полученные ресурсы необходимо распределить, так чтобы обеспечить интеграцию и согласование интересов различных групп внутри общества. Распределение политической системой благ, услуг и статусов составляет содержание дистрибутивной функции.

Наконец, политическая система осуществляет влияние на общество посредством управления, координации поведения индивидов и групп. Управленческие действие политической системы составляют содержание ее регулирующей функции. Она реализуется посредством введения норм, правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также путем применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: