Тема 2. Формы государства

Понятие "форма государства" и ее элементы. Форма государства является понятием, которое раскрывает устройство государственной власти с различных сторон. Во-первых, оно указывает на субъект власти, то есть носителя этой власти. Им выступает государство в лице своих органов. Во-вторых, оно выявляет порядок образования государственных органов (законодательных, исполнительных, судебных и т. п.). В-третьих, понятие "форма государства" определяет то, как и между кем власть распределена на территории государства. Наконец, форма государства указывает на методы реализации власти.

Таким образом, форма государства представляет собой устройство, организацию государственной власти, состоящую из формы правления, формы государственного устройства и государственного режима. Все вместе три элемента выражают различные аспекты организации и функционирования государственной власти.

Форма правления определяет способ формирования органов высшей государственной власти, источники их образования и принципы взаимодействия законодательной, исполнительной властей, а также роль населения в их формировании.

Форма государственного устройства указывает на территориальную организацию государственной власти, соотношение государства с входящими в него субъектами (территориями, государственными образованиями).

Государственный режим характеризует средства и методы, с помощью которых осуществляется государственная власть и, следовательно, каким образом государство реализует свои функции.

Однако форма государства представляет собой устройство государственной власти. Поэтому первоначально остановимся на характеристике государственной власти, а затем рассмотрим способы ее формирования, распределения и реализации.

Форма правления. Форма правления является одним из главных элементов формы государства (рис.2). Это наиболее консервативный элемент, который трудно поддается изменениям. Форма правления - это способ формирования институтов высшей государственной власти, определяющей их полномочия, структуру, принципы взаимоотношений между ними и степень участия населения в их создании.

Еще в период рабовладения возникли две формы правления, которые сохранились до настоящего времени, приобретая современный вид: монархия и республика.

Различия между ними состоят в:

1) способах организации органов верховной государственной власти (выборы, назначение, престолонаследие);

2) степень участия населения в их формировании;

3) принципами взаимоотношения между органами законодательной и исполнительной власти.

Монархия и ее разновидности. Монархия - это форма единоличного правления, при которой власть передается по наследству. Юридическими признаками монархии являются:

1) существование единоличного главы государства, обладающего властью пожизненно;

2) престолонаследие как способ передачи верховной власти;

3) монарх правит по собственному усмотрению, а не от имени народа;

4) юридическая безответственность монарха, то есть он не отвечает за принимаемые решения, за них несут ответственность министры, которые действуют от имени монарха.

Монархии бывают абсолютными (примером могут служить государства Персидского залива), когда власть монарха ничем (например, конституцией) и никем (например, парламентом) не ограничена; и конституционными. Разновидностями конституционной монархии являются: дуалистическая и парламентарная

Дуалистическая монархия характеризуется разделением властей: исполнительная власть закреплена за монархом который осуществляет ее с помощью ответственного перед ним правительства, а законодательная власть, находится у парламента. Монарх обладает и законодательными полномочиями. Он может распустить парламент в случае несогласия с его решениями. Обычно дуалистические монархии возникали в переходные периоды, когда общество меняет тип исторического развития, например переходит от феодализма к капитализму. В этих условиях монарх отражает интересы уходящего с исторической арены класса феодалов, а парламент - зародившейся буржуазии. Примером дуалистической монархии может служить Германия в период 1871 - 1918 гг.

В парламентарных монархиях, которые представляют современные Великобритания, Швеция, Дания, Бельгия и т. п., монарх “царствует, но не правит”. Власть распределена между парламентом (законодательная власть) и правительством (исполнительная власть). Правительство несет ответственность за принимаемые решения перед парламентом. В отдельных странах, например Испании, монарх не только символ нации и представитель страны и народа на международной арене, но и главнокомандующий. Однако серьезного влияния на внутриполитическую жизнь он не оказывает, поскольку все его повеления должны быть одобрены парламентом и согласованы с правительством.

Республика и ее разновидности. Республика представляет собой форму правления, при которой органы верховной власти избираются населением на определённый период.

Юридическими признаками республики являются:

1) выборность высших органов государственной власти;

2) срочность, то есть органы верховной власти избираются на определенный срок;

3) осуществление власти от имени народа, а не по собственному усмотрению;

4) юридическая ответственность органов власти за принимаемые решения;

5) принцип разделения властей;

6) гарантированность прав человека и гражданина.

Современные республики бывают трех видов: парламентарные, президентские и смешанные. Различия между ними обусловлены, во-первых, тем, кто формирует правительство и перед кем оно ответственно, и, во-вторых, как строят свои взаимоотношения законодательная и исполнительная ветви власти (либо на принципе разделения властей, что характерно для президентской республики; либо на принципе сотрудничества властей, что свойственно для парламентарной республики).

В президентской республике, примером которой являются США, существует жесткое разделение властей. Президент, избираемый народом, одновременно является главой государства и главой правительства. Правительство назначается президентом с согласия парламента и ответственно перед президентом. Президент не располагает правом роспуска парламента. Президентская республика как форма правления может быть эффективной в чрезвычайных условиях, когда бывает особенно необходимой сильная исполнительная власть для оперативного решения возникающих проблем.

В парламентской республике правительство формируется победившей на выборах партией (или коалицией партий, то есть партией, которая располагает большинством мест в парламенте). Правительство ответственно перед парламентом. Власть президента ограничена, поскольку он выбирается парламентом. Президент является главой государства и по конституции имеет право назначать правительство. Однако на практике правительство формируется партией или партиями, победившими на выборах. Хотя конституции парламентских республик наделяют президента широкими полномочиями (он обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, является главнокомандующим вооруженными силами), но осуществлять их он может лишь по предложению правительства.

Достоинством парламентской республики является единство органов верховной государственной власти, поскольку исполнительная власть (правительство) назначается и контролируется законодательной властью (парламентом) и зависит от ее поддержки. В случае такой поддержки правительство имеет возможность проводить глубокие реформы.

Однако парламентская республика как форма правления имеет и определенные недостатки. Так, парламентские республики с большим количеством партий крайне неустойчивы: поскольку ни одна партия не обладает большинством в парламенте, то сформировать эффективное правительство практически невозможно.

Президентско -парламентская республика (эта форма существует сегодня во Франции, Австрии, Ирландии, Польше, Португалии, Болгарии и т.п.) отличается двойной ответственностью правительства - перед президентом и парламентом. Схожие черты правления можно найти и в современной России, хотя роль ее парламента существенно ограничена по сравнению с французским.

Президентско -парламентскую республику еще называют смешанной, поскольку она сочетает в себе наиболее сильные стороны парламентской и президентской систем правления. Смешанная форма правления соединяет в себе сильную президентскую власть (достоинство президентской республики) и эффективный контроль за правительством со стороны Парламента (сильная сторона парламентской республики).

С одной стороны, президент наделен широким крутом полномочий: он является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает правом отлагательного вето на решения парламента, назначает главу правительства - премьер-министра, имеет право распустить парламент и назначить новые выборы, единолично ввести чрезвычайное положение и т. д. С другой стороны, парламент имеет возможность контролировать деятельность премьера и правительства через утверждение бюджета страны, вынесения резолюции порицания (вотума недоверия) им.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: