Понятие права, его сущность и функции

Право представляет собой совокупность общеобязательных правил поведения (правовых норм), установленных или санкционированных государством или охраняемых его силой. С учетом существенных свойств можно выделить следующие признаки права: 1. Право - это явление общественное. Оно возникает как продукт общества на определенной ступени его развития. 2. Право есть регулятор социально значимого поведения человек разновидность социальных норм. 3. Право есть система нормативного регулирования, на учете интересов различных слоев общества, их согласии и компромисса. Нормы права должны быть объективированы вовне, закреплены в определенных официальных формах: нормативно - правовых актах, правовых обычаях, юридических прецедентах и др. Право общеобязательно. Оно распространяет свое действие на всех членов общества. Праву присуща процедурность. Процедура касается как реализации, так и издания юридических норм.

Право тесно связано с государством. Государство влияет на правовые притязания общества и оформляет их в процессе издания нормативно-правовых актов, оно также осуществляет контроль за осуществлением юридических предписаний и обеспечивает их властную реализацию. Право охраняется государственным принуждением.Право всегда имеет дело с отклоняющимся от нормы поведением. Право (как разновидность социальных норм) обладает качеством нормативности, оно действует как типовой регулятор. Нормативность проявляется и в неоднократности действия юридических норм и формируется как результат обобщения и фиксации устойчивых, повторяющихся социально полезных отношений и поступков людей. Право не тождественно закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права.

Непосредственная связь права с гос-вом обусловливает три характерных признака, отличающих право от иных социальных норм: 1. Нормы права являются обязат. для исполнения всеми, кого эти нормы касаются: гражданами, юридическими лицами, гос-ми органами и др. 2. Неукоснительное исполнение и соблюдение норм права обеспечивается принудительной силой государства в лице его органов внутренних дел (милиции), прокуратуры и суда. Это означает, что в случае нарушения нормы права, потерпевший может обратиться за защитой в милицию, прокуратуру или суд. 3. Лица, виновные в несоблюдении или неисполнении конкретной нормы права, несут юридич. ответственность, предусмотренную санкцией нарушенной нормы права. Это может быть предупрежд., штраф, админ. арест или лишение свободы. При этом гос-тво берет на себя обязанность самостоятельно и за свой счет выявлять и привлекать к ответст-ти всех лиц, совершивших преступления и админ. правонарушения.


2.Источники права, их виды. Конституция РФ.

Источники (формы) права — это способ внешнего выражения и закрепления воли. Вне существующих форм право не может реализовываться. Реали­зация воли государства возможна только в случае ее выражения в опре­деленных источниках. Посредством этих форм государство закрепляет правила поведения людей, устанавливает их права и обязанности, обес­печивает защиту прав и свобод граждан, осуществляет контроль за со­блюдением норм права. Норма права — это способ существования права. В источниках права находят свое выражение юридические нормы. Нормы права, за­крепленные в юридических документах, приобретают формальную опре­деленность. Источниками права являются изданные в определенном по­рядке документы, имеющие государственно-властный характер. Реализа­ция этих документов обеспечивается государственным принуждением. Правовой системе каждого государства присуща собственная система источников права, которая обусловлена историческими особен­ностями становления и развития государственности, системой государст­венных органов, национальными традициями, уровнем политической и правовой культуры. Виды источников права меняются. Так, с введением в Российской Федерации поста Президента РФ появились такие источники права, как указы Президента. Следствием развития федеративных от­ношений, повышения статуса отдельных территорий до уровня субъекта федерации, активизация их правотворческой деятельности явились уста­вы и законы краев, областей, городов федерального значения и автоном­ных образований. Основными источниками права являются: правовой обычай; юри­дический прецедент; нормативно-правовой акт; нормативный договор.

Конституция — Основной закон РФ, учреж­дающий республиканскую форму правления, федеративную форму госу­дарственного устройства с демократическим режимом. Включают 2 раздела. Первый, не имея названия, объединяет 9 глав и 137 статей, второй - "Заключительные и переходные положения" - объединяет всего 9 пунктов.

Главы: 1)«Основы конституционного строя» — сформу­лированы основополагающие начала — принципы, в соответствии с ко­торыми осуществляется правовое закрепление положения личности, об­щества и государства.

2)"Права и свободы человека и гражданина" — закреплены основные права и свободы, соответствующие мировым стан­дартам.

3)"Федеративное устройство" — посвящена взаимо­отношениям РФ с ее субъектами, в ней учрежден статус каждого из них.

4)"Президент РФ" — ука­заны главные условия избрания Президента на должность, атрибуты его власти, полномочия главы государства и порядок досрочного прекраще­ния этих полномочий.

5)"Федеральное Собрание" — закрепляет статус главного представительного органа страны — парламента, его структу­ру, полномочия палат: ГД и Совета Федерации, ос новную функцию — законотворчество, порядок взаимоотношений Феде­рального собрания с Президентом, Правительством и другими органами власти в нашем государстве.

6)"Правительство РФ" — за­креплены основы организации и деятельности главного органа исполни­тельной власти, основы его компетенции, порядок и условия взаимоот­ношений с Президентом и Государственной Думой.

7)"Судебная власть" — посвящена вопросам конституционного закрепления системы судебных органов в России, прин­ципов осуществления судебной власти, основ компетенции высших су­дебных органов страны — Верховного Суда, Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда.

8)"Местное самоуправление"— завершает круг вопросов, посвященных организации власти и определяет основы осуще­ствления местного самоуправления.

9)"Конституционные поправки и пересмотр Кон­ституции" — имеет особое содержание. В ней закреплены основные ука­зания на то, как может быть пересмотрена Конституция РФ 1993 г. в це­лом и отдельные ее главы и статьи. Порядок пересмотра Конституции, предусмотренный главой 9, позволяет характеризовать ее как жесткую Конституцию. Разраб около трёх лет. Первая Конст принят референдумом. Особенности: отсутств. раздел. общ. на классы и слои; принцип раздел властей (впервые);.приоритет общ. человеч. ценностей; взаимн. ответств. гос. и личности; приоритет норм междунар права; признание частн. собств. и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: