Интерес представляет теория «трансгрессии разума» Ч. Носала. Трансгрессия – это возможность смещения интеллектуальных оценок, что приводит к увеличению или уменьшению субъективной уверенности в истинности происходящего. В итоге то, что для большинства является маловероятным и неправильным, субъекту умственной трансгрессии кажется вполне вероятным и правдоподобным. Таким образом, можно говорить о разных «типах разума», выделение которых основывается на первичности функции оценки смысла информации по отношению к ее объективным характеристикам (Nosal, 1990).
М.А. Холодная предлагает к списку Ч. Носала добавить еще один стиль – хаотический. Итак, М.А. Холодная на основе классификации Ч. Носала предлагает следующую классификацию основных эпистемологических стилей (стилей познавательного отношения к миру) [22]:
1) эмпирический (ум, ориентированный на наблюдение и анализ непосредственных впечатлений). Такие люди предпочитают наблюдение и индуктивный путь к истине, они хотят все сделать видимым и понятным. В основе познавательного отношения к миру лежит субъективная вера в «факты», при этом, чем их больше, тем лучше. (Ч. Но-
сал –«тип разума с фрагментарно-логической ориентацией»);
2) конструктивно-технический (ум, ориентированный на управление окружающей действительностью и ее моделирование в рамках разного рода экспериментов). В системе познавательных предпочтений доминирует позиция: «Можно ли это сделать?». Познавательное отношение к миру строится на основе убеждения, что полнота знаний и наличие средств влияния на мир позволяют «жонглировать» его свойствами и конструировать отдельные его фрагменты. (Ч. Носал – «тип разума, ориентированный на конструктивно-технические решения»);
3) рационалистический (ум, ориентированный на поиск сходства, обобщения, оснований и закономерностей). Характерно стремление к объединению различных элементов мира в рамках некоторой «общей формулы», использование обобщенных схем на фоне редукции специфики конкретных объектов. В основе познавательного отношения
к миру лежит субъективное представление о плодотворности поиска объяснения происходящего на уровне некоторой «суперструктуры» (например, по типу «все есть число»). (Ч. Носал – «тип разума, направленный на поиск сходства»);
4) рефлексивно-медитативный (ум, ориентированный на интуитивное переживание происходящего, использование метафор, символов и рефлексии в качестве средств организации индивидуальной «картины мира»). Люди с таким складом ума относятся к миру как к тайне, предпочитая глобальный путь его постижения на основе внутренних «озарений». При построении индивидуальной картины мира данные чувственного опыта и понятийное знание отвергаются. Для приобретения субъективной уверенности в истинности достаточно короткого интуитивного «просмотра» ситуации. (Ч. Носал – «тип разума с рефлексивно-медитативной направленностью»);
5) хаотический (ум, ориентированный на реализацию субъективно сверхзначимой цели-идеала, когда предельная концентрация интеллектуальных сил на определенной проблемной области сочетается
с проявлениями дезорганизации интеллектуальной деятельности). «Познавательное отношение к миру у людей этого типа определяется наличием некоторой сверхзначимой цели, для достижения которой они готовы принести любые жертвы и которая является основой их уверенности в «правильности» происходящего. Они, как правило, компетентны и инициативны. В то же время высокий уровень интеллектуального напряжения, обусловленный мессианскими мотивами и слабой структурированностью цели-идеала, приводит к явно выраженной дезорганизации интеллектуальной деятельности: отсутствию систематичности в работе, игнорированию планов и сроков, неожиданным изменениям взглядов, непредсказуемости в принятии решений, склонности использовать (часто нерационально) свои собственные ресурсы и ресурсы других людей. В своем позитивном пределе – это творцы-лидеры, в своем негативном пределе – фанатики» [22].
По Носалу, существуют «разные порядки правды» в зависимости от типа разума. Первый и второй типы разума встречаются достаточно часто, что обусловлено особенностями традиционной системы образования и типичным социальным запросом. Гораздо реже приходится сталкиваться с третьим типом разума, который «не выгоден» с точки зрения эффективности индивидуальной социальной адаптации в образовательной и экономической среде. Наконец, представители четвертого типа разума, встречающегося достаточно редко в силу его невостребованности, часто вынуждены уходить в «социальное подполье», поскольку в общественной жизни приемлемые для них формы самореализации редки и труднодоступны.
Следует отметить, что на практике, для обозначения стиля мышления того или иного уровня не всегда используется терминология в точном соответствии с вышеприведенными классификациями, так что возможно встретить термины и просто «стиль мышления», и «когнитивный стиль» для обозначения познавательного стиля вообще.






