Как показано в многочисленных работах [2, 22, 23], познавательные стили влияют на эффективность учебной деятельности. Однако
в настоящее время индивидуальные особенности познавательной деятельности в образовательном процессе учитываются далеко не всегда. Следует отметить, что в литературе по психологии значительно больше исследований, посвященных поискам стратегий такого учета в отношении школьников, чем студентов.
М.А. Холодная вслед за Б. Лу Ливер говорит о «конфликте стилей», т. е. о несовпадении познавательного стиля ученика с разными аспектами образовательной среды:
· технологией (методами) обучения;
· стилем учителя;
· общим стилем класса (Ливер, 1995, цит. по [22]).
Для обозначения индивидуальных различий в познавательной деятельности учащихся (детей и взрослых) в условиях школьного либо профессионального обучения было введено понятие «стиля учения» (learningstyle). Стиль учения – это индивидуально-своеобразные способы усвоения информации в учебной деятельности (в более широком понимании – присущие данному ученику устойчивые способы взаимодействия со своим образовательным окружением). В западной психолого-педагогической литературе термин появился в 70-х гг. прошлого столетия. Стиль учения характеризовал типичный для данного индивидуума (школьника, студента, взрослого) подход к процессу своего обучения. Существует несколько классификаций стилей учения. Здесь мы дадим одну из них (см. табл. 2).
|
|
М.А. Холодная пишет: «Мнение о том, что какая-либо единая форма контроля (в виде письменного экзамена, тестирования и т.п.) объективна именно в силу своего единообразия, с точки зрения стилевого подхода представляется не только иллюзорной, но и чреватой серьезными ошибками в оценке действительных возможностей учащихся. Ибо при этом создаются преимущества для учащихся с определенным складом ума и, соответственно, неблагоприятные условия для учащихся с иными, не предусмотренными данной «единой» формой контроля, познавательными стилями»[22, с. 335].
Таблица 2