Введение
Выплавляя квинтэссенцию, преобразуют ци, выплавляя ци, преобразуют дух — откуда в чистоте и пустоте взяться осадку?
Чжан Чао
Тени ускользающих снов
По ПУТИ НА Пэнлай
Стремиться к свободе так же свойственно человеку, как заблуждаться или любить что бы то ни было. Бессмертие воспринималось китайцами как свобода от бренности, мимолетности, социума, практически никогда не теряя привлекательности — на уровне культуры в целом и отдельной личности, в памяти потомков и на физическом плане.
Конфуцианская традиция поставила все на бессмертие рода, на бесконечное продолжение череды сыновей, исполняющих ритуалы в храме предков. Стремление к личному бессмертию проявилось во всенародной любви к иероглифу шоу «долголетие», ведь даже просто долго жить далеко не просто.
Иероглиф Шоу — Долголетие
Ну а быть бессмертным — явное неоспоримое свидетельство совершенства индивидуума и личной свободы. В иероглифе сянъ «бессмертный», «бессмертие» слева стоит графема «человек», а справа — «гора». Даосы издавна изощрялись в своем поиске путей на остров-гору Пэнлай и другие горы бессмертных, которые могли быть совсем рядом — за соседним склоном, но в ином измерении, в ином состоянии сознания. Проникшиеся даосскими идеями императоры готовы были снаряжать экспедиции к райским чертогам или есть волшебные снадобья с риском для жизни.
Но чем бы ни оборачивался реальный опыт для конкретных людей — манящей легендой или скорбной эпитафией — с тех пор как возник этот соблазн, как оформился идеал вечной жизни, он сохранял власть над умами, воспроизводился и множился в мириадах школ, сект и направлений, в создании, переписке и комментировании текстов алхимической традиции канонов киновари (дат, цзин).
За два тысячелетия активного творчества написано было много, но, если конфуцианцы жу хоть и терпеть не
могли профанацию, все же стремились донести знание совершенномудрых и достойных до максимально широкой аудитории, даосы обычно в лучшем случае предпочитали притчи и метафоры или же эстетически не менее прекрасные и безусловно глубокие, но абстрактные и парадоксальные рассуждения в стиле своего основоположника Лао-цзы. Кому надо — поймут, кто понял — тому и надо.
Даосы-алхимики шли еще дальше. Подобно крестьянскому и ремесленническому люду, они любую информацию окружали максимальной секретностью — чтобы не понял и тот, кому надо, но только адепт, уже получивший описываемое знание изустно в личном контакте от учителя. Поэтому именно среди канонов киновари встречаются крайние проявления герметичности в сочетании с конфуцианским символизмом и развернутыми во все стороны классификационными рядами, почерпнутыми из ценимого и любимого всеми «Канона Перемен» (Ицзин).
Даосская алхимия пережила кардинальные превращения своей сути. На смену внешней киновари (всш дань) химических реакций, эликсиров и психоделиков пришла внутренняя киноварь (нэй дань) медитативных практик. Но эксплуатация неувядающих методологических оснований и идеологических установок вместе с общекитайской бесконечной способностью к перетолковыванию позволила сохранить принципиально символический и эзотерический язык. Разве что еще буддийской терминологии добавилось, а в золотой кн ижн ый фонд потребовалось включить еще парочку древних трактатов по медитации, например «Канон Желтого двора» (Хуан тин цзин). (Об этом и других аспектах традиции «канонов киновари» подробнее смотри статью в приложении «Самосознание традиции. Комментарии в традиции канонов киновари от Вэй Бо-Яна до Лю И-Мина».)
Последний поворот традиции ознаменовался грандиозным проектом Лю И-Мина (1734—1821), который прокомментировал почти все значимые алхимические тексты. Он решил, что настала пора убрать все ненужные тайны, снять все покровы, всем раскрыть глаза на сущностное содержание канонов киновари. А кому удастся достичь бессмертия, тому и надо.
В согласии с этим подходом наша серия даосской алхимии открывается знаменитым трактатом Лю И-Мина «Разрешение сомнений о языке образов» (Сян янь по и) и классическим трудом внутренней киновари Чжан Бо- Дуаня (984—1082) «Четыреста иероглифов золотой киновари» (Цзинъ дань сы бай цзы) с подробными комментариями Лю И-Мина, в которые включены самые общие рекомендации для практикующих — «Двадцать четыре ключа для изучающих» (Сюэ жэнъ эр ши сы яо) и «Двадцать четыре секрета дхармы киновари» (Дань фа эр ши сы цзюэ). В переводах максимально сохраняется языковая ткань, что позволяет лучше отразить логику рассуждений и избежать искажения смысла многочисленных метафор.
Дао рождает одно, одно рождает два, два рождает три, три рождает все вещи. Все вещи несут инь и обнимают ян, посредством ци в них — гармония. «Канон Дао-дэ» (Дао-дэ цзин), 42-й чжап
Китайская космология разворачивается из тотальной неопределенности в бесконечную вариативность ограниченного набора принципов и рядов. Это мир неизменной сути в необозримых и неостановимых переменах всего явленного.
Отсутствие предела (_)■ цзи)
До какого бы то ни было начала можно говорить только о беспредельном или любом другом чем-то, не поддающемся описанию и концептуализации.
1-2 |
Начало почти так же невообразимо. Пропасть между единицей и двойкой может заполнить только Великий Предел (Тай цзи).
Он заключает в себе неразрывную пару инь-ян.
€)
Простой тест, насколько вы настоящий китаец: инь и ян — это две сущности или одна? А дальше можно притвориться, будто двойка действительно существует.
Наличие-отсутствие (ю-у). Эти категории аналогичны, но не равнозначны западным бытию и небытию. Отсутствие отсылает к до-началу, наличие указывает туда, где есть мы с вами.
Прежденебесное (сянь тянь) и посленебесное (хоу тянь) в контексте «канонов киновари» описывают качества и свойства соответственно до появления на свет и после. Мы живы ровно настолько, насколько в нас сохраняется до- начального. Мы живем в этом мире, естественным образом следуя путям посленебесным. Прежценебесное — это тело/основа (/ян), посленебесное — это применение/функция (юн).
Даосская алхимия предлагает не плыть по течению к неминуемой смерти, т. е. не следовать по потоку (шунъ), но двигаться вспять (ни) и восстановить в себе прежденебесное. Тогда естественным станет бессмертие.
Кроме того, человеческая жизнь зависит от таких факторов, как природа (син) и жизненность/судьба (мин). Природа — это в самом общем виде сущность человека, данная ему Небом; жизненность — реализация человеческого существа на уровне Земли, будь то срок его жизни, призвание или рок. Для конфуцианцев на протяжении тысячелетий оставался животрепещущим вопрос о природе человека: добро в нем заложено или зло, или сущность его нейтральна. Алхимиков больше волновала трактовка отношений в паре син-мин, школы и направления различались часто именно и исключительно тем, как делилось внимание между природой и жизненностью, чем в первую очередь полагалось заняться адепту, чтобы достичь совершенства в истинном.
Вне зависимости от конкретных ответов, когда доходило до практики, и в медицине, и в алхимии, и в цигуне работали с тремя функциональными составляющими человека — квинтэссенция, ци и дух (цзин ци шэнь). Цзин (квинтэссенция, семя, эссенция) — это тончайшая субстанция, обеспечивающая прохождение физиологических процессов, суть материи в противовес грубой вещественности. Квинтэссенция цзин отвечает за материальный план, ци — за энергетический, а дух, или божественность шэнь, — за духовный. Алхимический процесс выражается метафорой «закалки и выплавки» (дустъ-лянь), в результате чего получается киноварь и обретается бессмертие.
Тройственность мира находит выражение в концепции сань цай, что переводится как «три дара», «три материала», «триада» и т. п. Это три плана существования Небо, Земля и Человек (Тянь Ди Жэнь). Небо вверху, Земля внизу, Человек между ними и посредине. Небо — это время и вечность, творчество и созидание. Земля — это пространство и воплощение. Человек — это слияние ци Неба и Земли, средоточие мира. Это сознание, или сердце (синь), связующее все воедино в случае гармонии и разваливающее все до полного хаоса на путях дисгармонии. Поэтому у Человека нет особого выбора, кроме как следовать Небу и Земле.
10 ООО
4)
Созидания-преобразования (цзао-хуа) мириад вещей, или, по-нашему, природы, позволяет структурировать и до бесконечности описывать несколько универсальных классификационных рядов:
Пять переходов {У син), или «Пять элементов, стихий, движений». Этот ряд, создание которого приписывается Хуан-ди, включает Металл (Цзинъ), Дерево (Му), Огонь (Хо), Воду (Шуи) и Почву (Ту). От аналогичных западных схем он отличается динамическим характером, здесь называются не столько субстанции, сколько фазы процесса. Считается, что:
Металл (плавится) порождает Воду,
Вода (питает) порождает Дерево,
Дерево (горит) порождает Огонь,
Огонь порождает Почву (пепел),
Почва порождает Металл (в месторождениях).
С другой стороны:
Металл (рубит) преодолевает Дерево,
Дерево (вырастает) преодолевает Почву,
Почва (засыпает) преодолевает Воду,
Вода (гасит) преодолевает Огонь,
Огонь (плавит) преодолевает Металл.
Другая особенность Пяти переходов — их символьный характер: в соответствие У син можно поставить что угодно, например страны света или цвета и органы тела:
Дерево | Огонь | Почва | Металл | Вода | |
Цвета | зеленый | красный | желтый | белый | черный |
Страны света | Восток | Юг | Центр | Запад | Север |
Плотные органы цзан | печень | сердце | селезенка | легкие | почки |
Органы восприятия | глаза | язык | рот | нос | уши |
Таким образом, Пять переходов в китайской традиции служат классификационной символической схемой для описания любых явлений и процессов — от космологии до медицины и фэншуя. Емкость схемы Пяти переходов огромна, по тому же табличному принципу символизации организуются любые устойчивые ряды терминов, вне зависимости от количества составляющих.
Кроме того, с незапамятных времен предков китайцев завораживала комбинаторика. На ней построен весь «Канон Перемен» (И цзин), ставший общей методологической матрицей китайской культуры. В «Переменах» (И) принцип двоичности инь-ян раскрывается на уровне тройки и находит воплощение в знаках гуа. Инь и ян делятся еще раз, давая Четыре образа (Сы сян), а те еще раз, и получается Восемь триграмм (Ба гуа):
Восемь триграмм | Кунь Гэнь | Кань Сюнь | Чжэнь Ли | Дуй Цянь |
Четыре образа | старый инь | молодой ян | МОЛОДОЙ ИНЬ | старый ян |
Пара принципов | ИНЬ | ЯН | ||
Великий Предел |
В традиции «канонов киновари» Четыре образа (Сы сян) также толкуются как триграммы Кань и Ли, Чжэнь и Дуй. В этом ряду Чжэнь — это истинная природа, Дуй — истинное чувство, Кань — истинное знание, а Ли — одухотворенное знание. Эти прежденебесные истинные Четыре образа от рождения присущи человеку, но, смешиваясь с посленебесным ци, они разъединяются и не могут воссоединиться без алхимических практик.
Обычно триграммы гуа изображают как набор из восьми фигур, состоящих из трех черт, каждая из которых может быть либо целой, либо прерванной:
Для запоминания триграмм китайцы пользовались мнемонической считалкой:
Цянь — три соединенных, Кунь — шесть прерывистых. Чжэнь — чаша, открытая Небу, Гэнь — перевернутая чашка. Ли — пустая внутри, Кань — полная внутри.
Дуй — не хватает вверху, Сюнь — прерывается внизу.
Триграммы настолько древни, что значения их названий почти забыты, зато их образы и атрибуты, или качества дэ, более или менее понятны: |
Так же как и Пять переходов, Восемь триграмм могут служить символами любых других подходящих множеств сущностей. Вернее, множества сущностей будут составляться так, чтобы идеально вписываться в классификационную сетку Восьми триграмм.
Удвоение триграмм дает 64 гексаграммы (Лю ши сы гуа), 64 фигуры из шести черт, которых, похоже, хватило китайцам для всех ситуаций, с которыми приходится сталкиваться человеку в своей жизни.
Ицзинистика продолжает процветать уже как три тысячелетия, несмотря на исторические и природные катаклизмы, сотрясавшие цивилизацию «потомков дракона», а в двадцатом столетии мы сами не заметили, как тоже оказались пойманными на крючок «Канона Перемен».
Круговая схема 64 гуа в порядке Фу Си |
Не потеряться в изобилии свободно взаимодействующих и накладывающихся друг на друга классификационных схем не даст Дао, которое пронизывает и организует все уровни и ряды, упомянутые и неупомянутые. Оно подлежит всему и является всем, не теряя единства, поэтому может восприниматься как неизменный Путь всех вещей, с которого сойти просто невозможно (а если возможно, это не Дао), и как множество путей, способов, принципов, позволяющих добраться в определенное место, достичь определенной цели. Поэтому говорят и о «дао маленького человека», и о «Дао, рождающем одно».
Течение времени в этом мире измеряется по Луне и Солнцу и фиксируется при помощи универсальной системы циклического исчисления времени.
К фазам Луны привязаны лунные дни и месяцы, а солнечный календарь представлен двадцатью четырьмя 15-дневными сельскохозяйственными сезонами, жестко привязанными к равноденствиям и солнцестояниям (см. Приложение «24 сельскохозяйственных сезона»).
Для обозначения времени, от самых маленьких промежутков до эонов и эр, используется еще одна поистине седой древности система двух рядов циклических знаков — небесные стволы и земные ветви (тянь гань ди чжи). Уже на первых гадательных надписях на черепашьих панцирях и бычьих лопатках (II тыс. до н. э.) дни записывались циклическими знаками: «В день Бин-Сюй гадали. Гадатель задал вопрос: в следующий день Дин-Хай правителю совершить жертвоприношение Вэнь-У-ди? Правитель получит поддержку?»
Небесные стволы (тянь гань) — ряд из десяти знаков:
Земные ветви (ди чжи) — ряд из двенадцати знаков: |
«Земные ветви» используются особенно часто. К этому циклу, в частности, привязаны восточные зодиакальные животные: Крыса соответствует знаку Цзы, а Дракон — Чэнъ. День также делится по земным ветвям. В одних сутках 12 периодов времени ши, каждый из которых соответствует двум нашим часам:
Цзы | Чоу | Инь | Мао | Чэнь | Сы | У | Вэй | Шэнь | Ю | Сюй | Хай |
23-1 | 1-3 | 3-5 | 5-7 | 7-9 | 9-11 | 11-13 | 13-15 | 15-17 | 17-19 | 19-21 | 21-23 |
10 небесных стволов и 12 земных ветвей используются либо по отдельности, либо в шестидесятеричном цикле Цзя-Цзы, образованном последовательным сочетанием знаков стволов и ветвей:
ЦЗЯ- | И- | Бт- | Дип- | У- | Цзи- | Гэн- | Сипь- | Жэнь- | Туй- |
ЦЗЫ | Чоу | Инь | Мао | Чэнь | Сы | У | Вэй | Шэнь | Ю |
ЦЗЯ- | 11- | Бт- | Дип- | У- | Цзи- | Гэн- | Сипь- | Жэнь- | Туй- |
Сюй | Хай | ЦЗЫ | Чоу | Инь | Мао | Чэнь | Сы | У | Вэй |
ЦЗЯ- | li | Бт- | Дип- | У- | Цзи- | Гэн- | Синь- | Жэнь- | Туй- |
Шэнъ | lt) | Сюй | Хай | цзы | Чоу | Инь | Мао | Чэнь | Сы |
цзя- | И- | Бин- | Дип- | У- | Цзи- | Гэн- | Сипь- | Жэнь- | Туй- |
У | Вэй | Шэпь | Ю | Сюй | Хай | цзы | Чоу | Инь | Мао |
ЦЗЯ- | И- | Бин- | Дип- | У- | Цзи- | Гэн- | Синь- | Жэнь- | Туй- |
Чэнь | Сы | У | В эй | Шэпь | Ю | Сюй | Хай | цзы | Чоу |
mu- | И- | Бин- | Дип- | У- | Цзи- | Гэн- | Сип ь- | Жэнь- | Туй- |
ill и, | Мао | Чэнь | Сы | У | Вэй | Шэпь | Ю | Сюй | Хай |
Остальные термины объясняются по мере необходимости в основном тексте. Иероглифические варианты терминов и названий трактатов приводятся в приложении по транскрипции.
3. Представители традиции
Чжан Бо-Дуань (984—1082), даосское прозвище Чжан Пурпурный Ян (Цзы-Ян), почитается как третий родоначальник внутренней алхимии (после полулегендарных бессмертных Люй Дун-Биня и Лю Хай-Чаня) и основатель Южной школы киновари. Родился в почтенной чиновничьей семье и получил добротное конфуцианское образование, позже заинтересовался астрономией, математикой и медициной, та кж е глубоко изучил буддизм и даосизм. Много десятилетий он посвятил чань-буддизму и «канонам киновари», но только в возрасте 80 лет ему случилось встретить своего учителя.
Главный труд Чжан Бо-Дуаня — «Главы о прозрении истины» (У чжэнь пянъ, русский перевод Е. А. Торчинова издан в Санкт-Петербурге, 1994), в традиции «канонов киновари» он почитается на равных со «Свидетельством о Триединстве» (Цстъ тун ци) Вэй Бо-Яна. В предисловии автор пишет, что создать алхимический трактат его побудили путаница и невнятица, обнаружившиеся в экзегетической литературе, основанной на древних алхимических работах. «Главы» должны были дать реальный шанс людям, действительно стремящимся к знанию. «Четыреста иероглифов» также описывают практику киновари, но в максимально сжатой форме и обобщенном виде. Благодаря краткости и относительной доступности трактат стал чрезвычайно популярен, а так как названия у него не имелось, то он получил известность по теме и количеству иероглифов в тексте — «Четыреста иероглифов золотой киновари» (Цзинъ дань сы бай цзы).
На двадцать строф «Четырехсот иероглифов» было написано много комментариев, в настоящем издании представлена работа 1808 г. Лю И-Мина, который писал в предисловии:
Я не смог смириться с тем, что драгоценности дхармы патриархов погребены под спудом, и отрывок за отрывком детально разъяснил, разбив их метафоры-образы, ясно показал, что такое жертвенник, что такое печь, что такое снадобье, что такое огонь, что такое наличие действия и что такое недеяние, проанализировал все иероглифы и разобрал все фразы, ободрал косточку, чтобы показалась сердцевина, раздробил кость, чтобы обнажился костный мозг, и теперь, когда драгоценное содержимое засверкало жемчугом и нефритом, пожалуй, читающему хватит одного взгляда, чтобы более не впадать в заблуждения...
Лю И-Мин (1734—1821), прозвища — Старик Нетронутая Простота (Су-Пу Соу) и г-н Прозрение Изначально- сти (У-Юань-цзы), мастер в 11-м поколении направления Драконовых Врат (Лун мэнь) традиции Полноты Истинного (Цюань чжэнь).
Школа Полноты Истинного была основана в XII в. и постепенно стала ведущей в даосизме Китая. Часто и не зря ее характеризуют как даосский чань или чаньский даосизм из-за упора на важность медитативных практик, по близости общего настроя, а также благодаря декларируемой синкретичности. С самого начала было провозглашено единство «трех учений» (сань цзяо) — конфуцианства, даосизма и буддизма, а в корпус канонических трудов помимо классических даосских входили махаянская «Сутра сердца праджняпарамиты» и конфуцианский «Канон сыновней почтительности» (Сяо цзин).
В общем, очень китайское направление, но эпохи не натурфилософской, как при Вэй Бо-Яне, а скорее метафизической. Когда завоеватель Чингисхан по примеру древних китайских императоров пожелал получить эликсир бессмертия, именно представитель школы Полноты Истинного Цю Чу-Цзи (1148—1227) по прозвищу Цю Вечная Весна (Цю Чан-Чунь) при личной встрече честно поведал императору о том, что, хотя их адепты в соответствии с уставом и занимаются изготовлением лекарств,
волшебных снадобий не существует, а ключ к бессмертию лежит во внутреннем совершенствовании и приобщении к Дао. Чингисхан его не казнил, а пожаловал в 1224 г. старый даосский монастырь в Яньцзине (совр. Пекин), который до сих пор, правда, уже под другим именем (Бай- юньгуань) остается центром направления Цюанъ чжэнъ и главным монастырем направления Драконовых врат, основателем которого стал Чан-Чунь, а достойным продолжателем Лю И-Мин.
Лю И-Мин, так же как и Чжан Бо-Дуань, получил традиционное конфуцианское образование и вряд ли обратился к даосизму, если бы не три тяжелые болезни в юности. В 17 лет он был на волосок от смерти и выкарабкался
только благодаря снадобью, полученному от лекаря- даоса. С 19 лет он много ездил к разным даосским наставникам и в 22 года нашел своего мастера, Кань Гу из Юй- линя (провинция Ганьсу). Уже будучи даосом и странствуя по всей стране, как и полагалось адепту Полноты Истинного, Лю И-Мин продолжал изучать книги всех трех учений, а затем осел отшельником в Ганьсу, так и не перестав быть заядлым книжником. Он активно развивал теорию внутренней алхимии и даже нашел в этой области несколько новых ходов мысли, но в историю вошел прежде всего как один из самых выдающихся интерпретаторов даосских классических текстов. Лю И-Мин полагал, что настал тот момент, когда сокрытие даосского учения за эзотерическим туманом приносит скорее вред, чем пользу, и взялся за пересказ алхимических трактатов простым понятным языком. Его комментарии до сих пор остаются непревзойденными по четкости и ясности.