Сентиментальная повесть Ф.М.Достоевского «Белые ночи»

ВВЕДЕНИЕ.


Цветовой символике в искусстве всегда уделялось большое внимание. И в живописи, и в литературе, и в архитектуре цвет всегда был не просто одним из качеств, определяющих предмет, но и определённым знаком, символом, рождающим массу ассоциаций, влияющим на наши чувства и мысли.

Так, например, жёлтые, оранжевые и красные цвета – это цвета огня и солнца, поэтому они называются тёплыми. Они яркие и выделяются среди прочих цветов. Фиолетовые, синие и зелёные – цвета воды, льда, поэтому они называются холодными. Предметы, изображённые с их помощью, кажутся как бы затенёнными и более отдалёнными. Также и в литературе, ведь когда читаешь «жёлтое солнце», сразу же представляется что–то очень яркое, тёплое и насыщенное. А когда слышишь «розовые мечты», то думаешь о чём-то романтическом, эфемерном, нереальном.

Таким образом, «цвет имеет обширный и сложный диапазон символических значений» (словарь символ) Цветовые символы работают, как автоматические кнопки, которые вызывают реакцию и затем направляют её в определённую точку. «Символ можно определить, как образ, который освобождает и направляет энергию».

Я интересуюсь современными молодёжными субкультурами готов и эмо, в которых цвет играет важную роль, поэтому мне было очень интересно разобраться в символике цвета вообще, а также, так как я люблю читать, в использовании этой символики в литературе.

Данная работа является попыткой разобраться в символике цвета повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи»
Тема работы - «Символика цвета в повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи».
Объектом исследования является литературное произведение Ф.М.Достевского «Белые ночи»

Предметом – слова со значением цвета, использованные в произведении.
Цель работы:
- изучить вопросы символики цвета в повести как одного из основных элементов сюжета произведения и представить результаты в виде таблицы «Диаграмма преобладания цветовых тонов».

Для достижения поставленных целей планируем решить следующие задачи:
1. Познакомиться с произведением Ф.М.Достевского «Белые ночи»

2. Определить основные функции слов со значением цвета в повести.

3. Познакомиться с символическими значениями цвета в мировой культуре, в целом, и в культуре, в частности и использованием цветовой символики в творчестве Ф.М.Достоевского вообще.

4. На основе изученного материала выдвинуть и обосновать предположение о том, какую роль играют слова со значением цвета в повести Ф.М.Достевского «Белые ночи»

Глава 1.

Сентиментальная повесть Ф.М.Достоевского «Белые ночи».

Повесть «Белые ночи» впервые опубликована в журнале "Отечественные записки" (1848. N 12) с подписью: Ф. Достоевский и с посвящением другу молодости Достоевского поэту А. Н. Плещееву.

"Белые ночи" - одно из самых светлых и поэтических произведений писателя. Молодой чиновник-разночинец и юная девушка, оба чистые и ясные душой, изображены здесь на фоне петербургских каналов, озаренные сиянием белых ночей.

Впервые возникающее у Достоевского в "Петербургской летописи" и "Белых ночах" философско-историческое осмысление темы Петербурга, созданный писателем образ одинокого интеллигентного героя, чувствующего себя чужим и заброшенным в большом шумном городе, его скромные мечты о тихом "своем уголке", рассказ Настеньки о жизни в доме бабушки, обращение к теме "белых ночей" для характеристики "призрачного" Петербурга, описания его каналов -- места встреч Настеньки и Мечтателя, -- все это также овеяно поэтической атмосферой пушкинских поэм.

Размышления о типе петербургского "мечтателя" занимают важнейшее место в творчестве Достоевского 1840-х годов.

«Достоевский создал галерею разнообразных видов мечтателей, исследовав социальную, философскую, эстетическую природу этого явления». Героями ранних произведений Достоевского, начиная с «Бедных людей», становятся по классификации Э. М. Жиляковой: мечтатель доброго сердца, социальный мечтатель-утопист, сентиментальный мечтатель, мечтатель-фланер, мечтательница, мечтатель-альтруист. Как отмечает Э. М. Жилякова, это Макар Алексеевич Девушкин из «Бедных людей», повествователь «Петербургской летописи», герой «Белых ночей», Вася Шумков, Ордынов, Неточка Незванова, Ростанев. Она же выделяет тип мечтателя - индивидуалиста (отчим Неточки Незвановой - музыкант).
Г. М. Фридлендер утверждал, что духовный мир «мечтателя» по своему содержанию принципиально отличается от духовного мира «маленького человека» подобного Девушкину. Он отметил: герой «Белых ночей» по духовному развитию, по уровню своих интересов и стремлений неизмеримо превосходит Девушкина.

Фридлендер обратил внимание на специфику * духовного развития героев Достоевского, он считал что в повестях «Слабое сердце» и «Белые ночи» герой - человек «шиллеровского склада», альтруист.

Этот герой выступает как носитель сентиментальной культуры, как мечтатель-романтик, но романтик сентиментальный.
Неудовлетворенность окружающей жизнью, стремление уйти в идеальный мир от убожества повседневности сближает Мечтателя "Белых ночей" с гоголевским Пискаревым из повести "Невский проспект" (1835), мечтателями Э. Т. А Гофмана, В. Ф. Одоевского и других представителей западного и русского романтизма. Но герой Достоевского, обреченный на мечтательство, глубоко от этого страдает. За один день действительной жизни он готов отдать "все свои фантастические годы".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: