Автограф 4-й. Полная невменяемость

Автограф 4-й, письмо душевнобольного, приводится,как пример необычайного расстройства, излома психики, утратившей основные понятия о начертании букв. разрыва ассоциативного аппарата. Судя по довольно правильно выведенным овалам предполагаемых букв, можно заключить, что писавший привык к пору и, следовательно, человек грамотный. Присутствием известной гармоничности в начертаниях можно объяснить некоторую степень интеллигентности. Различая овалы, связанные между собою и не связанные, а также разнотипность наклона, можно предположить у писавшего присутствие каких-то диаметрально противоположных представлений, овладевших его психикой.

Среди различных болезненных расстройств письма "писчая судорога" (Schreiberkrampf) является наиболее общеизвестной и притом представляющей собою своего рода профессиональный недуг. Писчая судорога в большинстве случаев является результатом утомления тех мышц, которые участвуют в держании пера, особенно наблюдается она у людей, вынужденных писать изо-дня в день, час за часом. Вследствие постоянного напряжения не одни только пальцы, но и вся кисть руки и даже предплечье сильно утомляются, становятся неловкими в своих движениях, дрожат и теряют силу, пишущему становится положительно невозможным выводить буквы, рука перестает слушаться, и перо останавливается на начатом штрихе, или же против воли заезжает в сторону (см. автограф лица, страдающего писчей судорогой).

Лица, страдающие сердечными припадками, часто злоупотребляют точками в сплетениях и соединениях отдельных букв, или ставят точки между словами там, где они и не требуются пунктуацией. Подобное злоупотребление пунктуацией (точки перед началом фразы, перед датами или после них), вообще, неуместные точки наблюдаются и у больных с бредом преследования, которые часто ставят точку и в средине фразы, слова. Они не ощущают при этом извращения смысла. Эти точки — своего рода станции, секундные остановки, мысли: когда мысль, диктующая письмо, задерживается по какой-либо причине, человек делает рефлекторное движение и ставит точку (см. ниже: исследования д-ра Попялковского).

Между характером письма душевнобольных и их речью существует замечательное сходство: размашистому, крупному письму соответствует рев и крик душевнобольного; мелкому и скудному (сжатому) письму соответствует шепот или простое движение губ.

Между резко выраженными ненормальностями в письмах душевнобольных, являвшихся следствием сильного душевного расстройства, и ненормальностями в письмах здоровых людей была проведена параллель, и тем самым были найдены многие графологические признаки, как-то: нам известно, что злоупотребление точками, особенно до или после подписи, наблюдается у очень мнительных, осторожных людей, скрытных и подозрительных; также и люди, обладающие крупным и размашистым почерком, употребляют в речи сильные и густые интонации.

Таким образом, медицина часто служит для графологии увеличительным стеклом, тогда как графология для медицины может иногда являться хорошим термометром.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: