ОТЗЫВЫ
Подписано в печать 23.07.92. Формат 84х108 1/32.
Бумага типогр. № 1. Печать офсетная. Усл. печ. л. 5,1.
Уч.-изд. л. 5,4. Тираж 30 000 экз. Зак. 2-277.
Перлит продакшн, ЛТД. 254080, Киев, ул. Межигорская, 87
Оригинал-макет изготовлен фирмой "АС" Полнграфкомбинат "Молодь". 254119, Кигв, ул. Пархоменко, 38—44.
* С. Оттоленги.— «Экспертиза почерка и графическая идентификация», пер. с итальянского. Изд. Наркомвнудела, 1926 г., Москва, стр. 8.
«L'écriture a le caracfere», par J. Crepieux—Jamin, Paris. 1895.
«Preyer., Handschrift und character». 1894.
* В Германии «Система графологии» Крейша вышла в 13-м издании и «Учебник графологии» Мейера — в 12-ом издании.
При большом опыте, основанном на долголетней графологической практике, возможны и обратные заключения: т.е., исходя из внешнего поведения человека, делать вывод о свойствах и особенностях его почерка.
Мною замечено, что на лиц, страдающих нервным расстройством, успокаивающе действуют ежедневные упражнения в письме (медленное и тщательное списывание каллиграфических прописей).
|
|
По предположению проф. Викторова, почерк должен отражать во внутреннем построении также и те нравственные (психические) восстановления, какие произойти в человеке после операции. Над изучением таких восстановлений письма, в связи с произведенной операцией «омоложения», в настоящее время и работает автор этой книги.
Например, при писании левой или поврежденной рукой, или другими органами тела (ногою, ртом и т. п.) в почерке непременно проявляется разница от письма естественного, которая тем значительнее, чем меньше навык: часто по почерку легко определить, какие физические недостатки имеет рука писавшего. Влияние длины руки на почерк несомненно и выражается тем, что почерк высокого человека отличается от почерка малорослого определенными характерными особенностями.
* В этой же статье Попялковский приводит, в качестве примера, чрезвычайно интересное как по содержанию, так и по расстановке знаков препинания, письмо одного больного. Приводим его дословно:
«Его святейшеству Папе. Рымскому, моему знакомому. Заявление, о том, что мы желаем. Отбыть в сию резиденцию. Папы Рымского"
Особенно характерна в этом письме поставленная над буквой «ю» в слове «сию» точка.
Замечено, например, что английские дети, обучающиеся во Франции и Германии, сохраняют особенности английского письма. (Ег1ептеуег, а-г, 0«е ХсппП, 162 5).
* Кречмер.— «Строение тела и характер". Госиздат.. 1924 г.
Е.Ф. Буринский.— «Судебная экспертиза документов». 1903 г. СПБ. стр. 189.
О подобном же стремлении к оригинальности можно судить по надписям на фотографических карточках, конвертах и т. п., если они исполнены резко наискось.
|
|
Проф. Шнейдемиль рассказывает, что он знал одного юношу, имеющего пристрастие обращать большое внимание на свою внешность (он носил яркие, бросающиеся в глаза галстуки, преувеличено большие нагрудные значки и т. п.), при чем подобная украшенность наблюдалась и в его почерке. Ему непрестанно указывали на эту некрасивую склонность, но безрезультатно. В последних классах училища подобная склонность исчезла, и характернее всего, что одновременно с этим исчезла и украшенность письма, которое стало проще и естественнее. (Проф. Шнейдемиль.— «Определение почерка». Лейпциг. 1922 г.).
Также следует обращать внимание на начало и конец письма. Часто линии строк в начале письма, отличаясь ровностью, теряют ее к концу письма. Почерк постепенно становится крупнее, размашистее и неравномернее.
Весьма характерен для данного случая почерк, принадлежащий профессиональным борцам. Как пример, приводим два типичных автографа видных представителей этой профессии.
Самые различные направления письменных знаков могут быть точно определены: их направления выражаются в угловых градусах.
Большой интерес заслуживают два примера, проводимые проф. Прейером в одном из его графологических сочинений. У Прейера хранятся около 2000 писем его отца, распределенных в хронологическом порядке. Эта коллекция показывает, как человек от природы чувствительный, страстный, вспыльчивый, раздражительный, своенравный, с годами, под влиянием жизненных условий, постепенно утрачивает эти качества и напротив развивает в себе самообладание и сдержанность (подобное можно наблюдать в почерке известного писателя Ибсена). Всю эту психическую метаморфозу отца Прейера можно проследить по его письмам, в которых почерк из косого становился все более и более прямым; в первые годы угол наклона почерка составлял 37—38°, через 10 лет он увеличился до 40°, и, наконец, последний год жизни старика достиг 58°. Другой пример еще поразительнее. В письмах молодой разошедшейся со своим мужем женщины и ее матери в течение одного месяца почерк из сильного косого превратился в прямой. Прейер объясняет это явление вынесенным молодою женщиной сильным психическим потрясением. Когда же через несколько лет состоялось примирение с мужем, ее почерк принял наклон вправо, т.е. стал косым. (Preyer. - Zur Psychologie des Schreibens. 176).
Такая крайность, чтобы в почерке все буквы не были связаны между собой и стояли особняком, изолированно, подобно типографскому набору — встречается очень редко и должно рассматриваться, уже как известное графическое преувеличение (см. общие положения), тем самым обнаруживая в пишущем, кроме вышесказанного, и известное стремление к выявлению своей личности, желание производить впечатление, обращать на себя внимание, присутствие фантазии. Чаще всего подобная изолированность встречается у поэтов, писателей, художников.
Как на пример сплошной изолированности, можно указать на почерк (последних лет) покончившего самоубийством в 1925 г. поэта С. Есенина, в почерке которого каждая буква живет как будто бы своей собственной, отдельное жизнью (см. автограф). Подобная изолированность письма, которой достиг, постепенно распадаясь в своей связи, ранее совершенно связанный (1918 г.) почерк Есенина, в данном случае безусловно указывает на тот распад личности, который произошел с ним за этот срок.
У французских графологов крупные почерки обозначаются термином "aspirations elevees» (высокое вдыхание), а мелкий почерк называется «amor de detail» (любовь деталей), и характеризует предпочтение его обладателя к занятию подробностями.
Крупный почерк (если еще при лом особенно увеличены заглавные буквы) нередко указывает на тщеславие: пишущий как бы старается обратить на себя внимание необычайной величиной своих букв, но о том же самом говорит и чрезвычайно мелкий почерк: он также бьет на эффект (напр. почерк поэта-футуриста Велемира Хлебникова, известного своими странностями в личной жизни).
|
|
Подобная особенность почерка обратила на себя внимание еще римлянина Светония, составителя жизнеописаний римских императоров. Он характиризуя скупость императора Августа, говорит, что последний «писал слова, ставя буквы тесно одна к другой, и приписывал еще под строками».
* G. Schneidemule - "Die Handschriften beurteilung" Leipzig. 1922.
Г.И. Карпов. «Творчество душевнобольных», изд. Главнауки, 1926 г.
Недавно берлинским журналом «Berliner Jilustrirt Zeitung" был объявлен конкурс с ценными денежными премиями, под лозунгом — «почерк и лицо». В журнале были одновременно с портретами крупных деятелей науки и искусства (Эйнштейна, Либермана, Гауптмана, Янигса и др.), воспроизведены и автографы, при чем почерки были помещены не под портретами и не в том порядке, а также без обозначения, кому из приводимых лип они принадлежат — на это и предлагалось ответить самим читателям. Подобный конкурс, как говорится в предисловии к нему, вызван все увеличивающимся интересом к графологии.
Почерк, прогрессивно ухудшаясь во время болезни, приближается к нормальному, обычному письму по мере выздоровления. (Иллюстрирующие это положение автографы приводят в своих работах Крепье-Жамэн, Шней-демиль и др.).
Исследование почерка Есенина сделано мною за несколько дней до его трагического конца, по просьбе ответственного редактора издательства «Современная Россия», поэта И. Савкина.
Исследование почерков Анри Барбюсса и Вайян Кутюрье помещено в журнале «30 дней" за 1927 г., № 12.