Проведите анализ состава, структуры и структурной динамики государственного долга Российской Федерации по состоянию на 1 января последнего отчетного года и 1 января очередного финансового года. Сделайте выводы по анализу и предложения по оптимизации состава и структуры государственного внутреннего долга РФ. Раскройте содержание политики внутренних заимствований.
Государственный долг РФ делится на внутренний и внешний.
Таблица:1Структура государственного внешнего долга Российской Федерации
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации | на 1 января 2014 года | на 1 января 2013 года | ||
Категория долга | млн. долларов США | эквивалент млн. евро** | млн. долларов США | эквивалент млн. евро** |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) | 55 794,2 | 40 607,1 | 50769,2 | 38330,9 |
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба,не являвшаяся предметом реструктуризации | 156,9 | 114,2 | 327,1 | |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба | 1 026,2 | 746,9 | 1096,1 | 827,6 |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ | 951,0 | 692,1 | 991,1 | 748,3 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** | 22,4 | 16,3 | 22,9 | 17,3 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями | 1 565,3 | 1 139,2 | 2026,2 | 1529,8 |
Задолженность по внешним облигационным займам | 40 667,8 | 29 598,1 | 34910,4 | 26357,4 |
Задолженность по ОВГВЗ | 5,5 | 4,0 | 5,6 | 4,2 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте | 11 399,1 | 8 296,3 | 11389,8 | 8599,3 |
Анализ данных в таблице №1 показывает что государственный внешний долг на 1 января 2014 года составил 55794,2 млн.долларов США,который превышает на 5024,7 млн.долларов США государственный долг на 1 января в 2013 году 50769,5 млн.долларов США. Состав государственного внешнего долга На 1 января 2014 года говорит нам о том,что задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации, задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба, задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ, коммерческая задолженность бывшего СССР***, задолженность перед международными финансовыми организациями, значительно меньше чем на 1 января 2013 года, но 2014 году задолженность по внешним облигационным займам значительно превышает 40667,8 млн.долларов США, что увеличивает весь государственный внешний долг РФ.
Таблица:№2Структура внутреннего долга РФ
Структура внутреннего долга РФ | ||
Показатели | на 01.01.13 | на 01.01.14 |
Всего государственный внутренний долг РФ, млрд. руб., в том числе: | 4 977,89 | 5 722,24 |
Государственные долговые ценные бумаги, млрд.руб. | 4 064,28 | 4 432,38 |
в % к внутреннему государственному долгу | 81,6 | 77,5 |
Государственные гарантии, млрд. руб. | 906,64 | 1 289,85 |
в % к внутреннему государственному долгу | 18,2 | 22,5 |
Прочие долговые обязательства, млрд. руб. | 6,97 | 0,01 |
в % к внутреннему государственному долгу | 0,2 | - |
Анализ данных в таблице №2 показывает что государственный внутренний долг на 1 января 2014 года составил 5722,24 млрд. руб.,который превышает на 744,35 млрд. руб государственный долг на 1 января в 2013 году 4977,89 млрд.руб. Стоит заметить, что в процентом соотношении к общему объему внутреннего государственного долга, государственные долговые ценные бумаги на 1 января 2014 года 77,5 %меньше чем на 1 января 2013 года 81,6%.
Прочие долговые обязательства, в 2014 году значительно меньше 0,01млрд.руб чем в 2013 году 6,97 млрд. руб
Нарастание внутреннего долга менее опасно для национальной экономики по сравнению с ростом ее внешнего долга. Утечки товаров и услуг при погашении внутреннего долга не происходит, однако возникают определенные изменения в экономической жизни, последствия которых могут быть весьма значительны. Это связано с тем, что погашение государственного внутреннего долга приводит к перераспределению доходов внутри страны. Рост государственного долга влечет за собой реальные негативные экономические последствия.
Для того что бы государственный долг был эффективно использован и сопровождался минимальными неблагоприятными последствиями для Российской Федерации необходимо: брать займы не на покрытие текущих расходов, а на развитие экономики; грамотно оценивать масштабы государственного долга; рационально использовать собственные средства; разработать эффективную долговую стратегию в сфере внутреннего и внешнего долга; снизить объем внешних государственных заимствований за счет увеличения внутренних, что позволит избежать перекладывания долгов нынешних поколений на плечи будущих