Туристская деятельность как социально-экономическая категория (основные понятия и определения)

Туризм представляет собой сложный и противоречивый феномен XX века (международному массовому туризму всего 30 лет). Международные организации поддерживают туризм за его вклад в сохранение мира на планете, за пользу от смешения народов, культур, за появление экономических преимуществ, а также за тот факт, что туризм является относительно «чистой» индустрией. Однако, с другой стороны - он является предвестником неблагоприятных социальных изменений, пагубного воздействия на окружающую среду и т.д.

Туризм окружен рядом мифов, которые также способствовали созданию его образа и которые должны быть развеяны:

- в мире преобладает внутренний туризм (люди путешествуют по своей стране), не международный;

- большинство туристских поездок г мире совершается наземным транспортом (преимущественно автомобильным), не воздушным;

- туризм существует не только для отдыха. Он также включает в себя бизнес-туризм, паломничества, путешествия с оздоровительными целями.3

Несмотря на то, что туризм является областью детального изучения, в настоящее время ощущается недостаток фундаментальных теоретических знаний, которые позволили бы туризму стать научным направлением. Это связано прежде всего с молодостью туризма. По мнению экономистов туризма: «молодость туризма порождает некоторые проблемы:

- предмет изучения сам по себе очень проблематичен, окружен необоснованностью и неясностью определений; до сих пор не существует единого мнения по определению туризма и того, что включает в себя туристская индустрия. Это приводит к основному недостатку точности и ясности предмета исследования;

- туризм окружен набором различных промышленных секторов и научных дисциплин, которые подтверждают необходимость в систематизированном изучении, но в то же время являются источником путаницы для студентов. Тем не менее необходимо установить рамки, внутри которых будут сосредоточены все подходы к изучению туризма;

- кроме вышеперечисленных проблем туризм также страдает от недостатка источников информации».

Для решения данных вопросов в изучении туризма авторы предлагают использовать «многодисциплинарный», или «интердисциплинарный», подход, суть которого состоит в попытке интеграции разнообразных предметов и дисциплин и концентрации их в области изучения туризма. На наш взгляд, использование данного подхода при изучении правового регулирования туристской деятельности также позволит более полно и системно рассмотреть правовое регулирование отношений в сфере туризма.

Сущность любого явления так или иначе отражается в его определении. Сложность такого социально-экономического явления, как туризм, характеризуется (как указывалось выше) наличием большого количества определений, которые постоянно подвергаются доработке и усовершенствованию.

Так, например, по определению, принятому ООН в 1954 году, " туризм - это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределами постоянного места жительства ". В 1980 году Манильская декларация по мировому туризму провозгласила: " Туризм понимается как деятельность, имеющая важное значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и их международные отношения " (Филиппины, октябрь 1980). В материалах Всемирной конференции по туризму, проведенной ВТО в 1981 году в Мадриде, дано определение туризма как одного из видов активного отдыха, представляющего собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта.

В 1989 году Гаагская декларация констатировала, что «туризм стал явлением, которое вошло в наши дни в повседневную жизнь сотен миллионов людей:

а) он включает все свободные перемещения людей от их места проживания и работы, а также сферу услуг, созданную для удовлетворения потребностей, возникающих в результате их перемещений;

б) он представляет собой вид деятельности, имеющий важнейшее значение для жизни людей и современных обществ, превратившись в важную форму использования свободного времени отдельных лиц и основное средство межличностных связей и политических, экономических и культурных контактов, ставшим необходимым в результате интернационализации всех секторов жизни наций;

в) он должен быть заботой каждого; он является одновременно следствием и решающим фактором качества жизни в современном обществе...»6.

В 1993 году Статистическая комиссия ООН приняла более широкое определение туризма: " Туризм - это деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями".

Статья 1 Закона РФ «О туристской деятельности в РФ» определяет туризм как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».

В научной литературе также существует множество подходов к определению туризма. Так, например, австрийский юрист П. Бернекер определяет туризм как совокупность взаимоотношений и услуг, связанных с временной и добровольной сменой путешественником места жительства по некоммерческим или непрофессиональным причинам. Специалист по экономике туризма в нашей стране В.И. Азар формулирует понятие туризма следующим образом: " Туризм следует рассматривать как большую экономическую систему с разнообразными связями между отдельными элементами в рамках как народного хозяйства отдельной страны, так и связей национальной экономики с мировым хозяйством в целом ". Универсальность форм туристского общения позволяет также давать следующую расширительную трактовку понятия туризма как особого рода межличностной деятельности, которая в условиях интернационализации жизни превратилась: в форму использования свободного времени, в средство межличностных связей в процессе политических, экономических и культурных контактов, в один из факторов, определяющих качество жизни.

Американские авторы указывают, что «туризм как термин часто используется для объяснения понятия путешествия. Туризм -индустрия, развивающаяся в тех районах земли, которые обладают естественными и искусственными особенностями, привлекающими приезжих посетителей (туристов) разнообразным характером деятельности. Как правило, к категории туристов относят путешественников, выезжающих из места своего постоянного проживания на расстояние 5 миль с целью получения удовольствия, и чье пребывание в месте туристского назначения превышает сутки. Джафар Джафари отмечает, что туризм находится в процессе постоянного развития, в силу этого мы сами иногда расходимся во мнениях относительно разнообразных аспектов его проявления. По мнению Миежковского, термин «путешествия» представляет собой «туризм», с одной стороны, и является его частью - с другой. «Путешествие» является очень сложным понятием, связанным с перемещением людей в большей степени, чем «туризм». Оно проявляется, например, в условиях военных действий (перемещение войск), новых географических открытий (Колумб был путешественником, но не туристом), миграций, сезонных переездов и т.д. Беженцы, иммигранты, бродяги, исследователи, кочевники и солдаты - лишь путешественники, но не туристы. Таким образом, путешествие является лишь элементом туризма, и часто не самым важным, особенно с точки зрения посещения одного региона, когда длительное по срокам пребывание в этом регионе (статический аспект туризма) превышает сравнительно короткий период переезда (динамический аспект туризма). В большинстве случаев путешествие (т.е. перемещение в пространстве) создает лишь основу для достижения конечной цели: временного пребывания. Поэтому Миежковский полагает, что можно отказаться от употребления термина «путешествие» и заменить его термином «туризм», что находит свое подтверждение в других языках.

Все эти определения отражают различные стороны сложной системы. Если сформулировать кратко, то туризм - это взаимодействие явлений, возникающих в процессе путешествий. Если говорить о туризме как о сфере экономической деятельности - это производство и реализация туристских услуг и товаров различными организациями, располагающими туристскими ресурсами. В целом туризм является многоцелевым феноменом, который одновременно сочетает в себе элементы приключений, романтику дальних странствий, определенную тайну, посещение экзотических мест и одновременно - земные заботы предпринимательства, вопросы здоровья, личной безопасности и сохранности имущества0.

В отношении отдельной страны в международной статистике различают следующие типы туризма:

а) внутренний туризм, т.е. жители какой-либо страны, путешествующие по своей собственной стране:

б) въездной туризм, т.е. путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями;

в) выездной туризм, т.е. путешествия жителей какой-либо страны в другую страну.

Эти основные типы туризма, по-разному сочетаясь, образуют следующие категории туризма:

1) туризм в пределах страны, который включает "внутренний туризм" и "въездной туризм";

2) национальный туризм, который охватывает "внутренний туризм" и "выездной туризм";

3) международный туризм, состоящий из "въездного туризма" и "выездного туризма".

Закон РФ «О туристской деятельности в РФ» выделяет также туризм социальный - путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды, и туризм самодеятельный - путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристом самостоятельно (ст.1).

Для более ясного понимания экономических аспектов туризма важно также проследить эволюцию определения "турист". Первое международное определение этого понятия было принято в 1937 году в рамках Комитета экспертов Лиги наций. В качестве рекомендации указывалось: "считать туристом всякого, кто находится не менее 24 часов в стране, в которой он не живет". Римская конференция ООН по туризму и путешествиям 1963 года также предприняла попытку дать определение понятия "турист". Однако представители стран-участников не смогли прийти к единому мнению. Для статистических целей было разработано понятие "временный посетитель", с которым согласилось большинство представителей стран - участников. Гаагская декларация по туризму (14 апреля 1989 года) предложила следующее определение иностранного туриста.

Иностранным туристом является любой человек:

а) который намерен совершить путешествие и/или совершает путешествие в любую другую страну помимо той, которая является его постоянным местом проживания;

б) основной целью путешествия которого является поездка или пребывание сроком не более трех месяцев, за исключением тех случаев, когда разрешено пребывание на больший срок или возобновлено трехмесячное разрешение;

в) который не будет осуществлять какую-либо оплачиваемую деятельность в посещаемой стране вне зависимости от того, было ли ему это предложено или нет, и

г) который в конце указанной поездки или пребывания в обязательном порядке покинет посещаемую страну или для возвращения в страну его постоянного проживания, или для поездки в другую страну.

С учетом норм международного права российский законодатель в 1996 году определил туриста как «гражданина, посещающего страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющего не менее одной ночевки.

Экскурсанты - лица, посещающие или временно пребывающие в стране или местности, вне места своего постоянного проживания, короткое время, не более 24 часов.

В настоящее время в статистике туризма все типы путешественников, занимающихся туризмом, определяются как посетители. В связи с этим термин " посетитель " представляет собой основу концепции всей системы статистики туризма. В соответствии с основными типами туризма "посетители" классифицируются следующим образом: "международные посетители" и "внутренние посетители".

Международные посетители включают в себя следующие категории: туристы (ночующие посетители) и однодневные посетители.

1) к туристам относят посетителей, которые осуществляют по меньшей мере одну ночевку в коллективном или индивидуальном средстве размещения в посещаемой стране;

2) к однодневным посетителям относят тех, кто не осуществляет ни одной ночевки в посещаемой стране в коллективном или индивидуальном средстве размещения.

Это определение включает пассажиров круизов, которые прибывают в какую-либо страну на круизном судне и возвращаются каждую ночь на судно для ночевки, даже если судно находится в порту несколько дней. В эту группу по той же логике включены владельцы или пассажиры яхт и пассажиры - участники групповых поездок, ночующие в поезде. Таким образом, статистические данные не должны включать путешествующих лиц, которые в юридическом смысле не въехали в страну. Римская конференция рекомендовала не включать в статистические данные граждан, совершающих поездки с целью государственной службы (визиты государственных деятелей, дипломатические, торговые миссии и т.д.) или научной экспедиции (географической, геологической, этнографической и пр.).

Термин "внутренний посетитель" в статистике туризма означает "любое лицо, проживающее в какой-либо стране, которое путешествует в какое-либо место, находящееся в этой стране за пределами его обычной среды на срок, не превышающий 12 месяцев; и главной целью поездки которого не является занятие деятельностью, оплачиваемой из источников в посещаемом месте"15.

Внутренние посетители включают в себя также категории туристов (ночующие посетители) и однодневных посетителей. Приняв за основу определения, разработанные Статистической комиссией ООН по статистике путешествий и туризма, многие страны тем не менее допускают определенные отклонения от этих определений. Так, например, одни государства считают международными туристами только тех лиц, которые находились в стране посещения не менее трех дней, другие - двух недель, третьи -одного месяца. Или другой пример: согласно рекомендациям в категорию туристов не следует включать лиц, путешествующих по стране посещения транзитом. Однако в нашей стране они включаются в статистические данные, так как при большой протяженности территории подобные лица (особенно при транзите по железной дороге) находятся длительное время в пути и пользуются туристскими услугами.

Согласно глоссарию терминов международного туризма, путешественники, т.е. лица, путешествующие вне мест своего постоянного проживания, далеко не все относятся к категории туристов. Временные рабочие, транзитные пассажиры, не покидающие транзитное пространство в аэропортах, военные, дипломаты, иммигранты, потенциальные иммигранты, кочевники, беженцы и др. также путешествуют из страны в страну и в пределах своей страны, однако в статистике туризма не учитываются и не относятся к категории туристов.

Таким образом, категории "туризм" и "турист" еще нуждаются в определенных уточнениях и единообразном толковании в целях определения четкого предмета международных договоров и соглашений в области туризма.

Важнейшей частью социальной стратегии, направленной на поддержку и развитие способностей человека адаптироваться в условиях нарастающего темпа жизни, является развитие туризма как международного, так и национального. Роль туризма в современном мире определяется в первую очередь тем, что он является частью социальной сферы. Основные функции социальной сферы состоят в следующем:

- доведение материальных и нематериальных благ до потребителя;

- обслуживание процесса потребления;

- создание условий для перемены видов деятельности и отдыха;

- обеспечение охраны здоровья;

- формирование общеобразовательного и культурно-технического уровня населения.

Если рассмотреть сферу туризма с точки зрения ее функций, то можно убедиться, что классическая триада туризма "транспорт + приют + развлечения" включает в себя если не все, то, практически большинство функций социальной сферы. Из чего следует, что туризм представляет собой сложную социально-экономическую систему, включающую в себя различные взаимосвязанные и взаимообусловленные подсистемы.

Не случайно, в Гаагской декларации по туризму право "на отдых, свободное время и периодически оплачиваемый отпуск, а также право использовать это время с целью проведения отпусков, свободных поездок с образовательными или развлекательными целями и использования благ, получаемых от туризма как внутреннего, так и международного" отмечено как одно из самых необходимых. Туризм, обеспечивая разнообразие впечатлений, контрастную смену обстановки и видов деятельности, эффективно способствует ослаблению нервного напряжения.

В современных условиях постоянно возрастает роль туризма в развитии личности. Туризм обеспечивает возможности повышения интеллектуального уровня путешествующих в процессе их участия в культурно-познавательных и обучающих туристских программах. Кроме того, он становится важным элементом общественного статуса человека, характеристикой его личности. По мнению управляющего компании "Кардинал трэвэл" (США), которое он высказал на основе изучения их фирмой спроса на туристские услуги, значение туризма постоянно повышается: "Раньше американцы смотрели на путешествие как на роскошь. Сейчас это инвестиции, которые повышают их образовательный уровень и являются пищей для бесед. Расходы на отдых для среднедоходной семьи выступают важной составной частью их бюджета".

Говоря о социальном значении туризм а, необходимо отметить также влияние туризма на международные, в том числе межправительственные и межличностные отношения. Туризм следует рассматривать прежде всего в контексте экономических отношений стран и континентов. Чем более регулярный характер имеют международные туристские связи, тем более предсказуемой оказывается мировая экономика, а мировая конъюнктура - стабильной. К этому выводу пришли канадские ученые совместно с российскими на основе анализа современного мирового международного туризма. В принятой Межпарламентской конференцией по туризму 1989 года в Гааге Декларации определено важнейшее место туризма в социально-экономической жизни всех стран и народов. Со 2 по 6 ноября 1994 года в Осаке была проведена Всемирная конференция министров по туризму. Участвовала 101 делегация, были представлены 78 государств и территорий. Конференция приняла Декларацию, которая обращает внимание на ответственность государств и их правительств за поступательное развитие туризма, укрепление безопасности путешествий, упрощение туристских формальностей, превращение туризма в "индустрию гостеприимства" при бережном отношении к туристским ресурсам и окружающей среде.

Туризм - категория экономическая, потому что государство, принимая туриста, предлагает ему местные услуги, создает рабочие места для своих граждан, получает огромные доходы от ввоза валюты. Во многих странах туризм является наиболее прибыльным видом экономической деятельности. Сферу туризма можно рассматривать в двух аспектах:

1) сфера туризма в узком смысле, куда входят отрасли, непосредственно обслуживающие туристов;

2) сфера туризма в широком смысле как совокупность отраслей обслуживания и материального производства, ориентированных на рынок туризма.

Осуществляя цель туристского производства, т.е. удовлетворяя конкретные потребности в рамках расширенного воспроизводства жизненных сил человека, туристская индустрия осваивает многообразные рекреационные ресурсы и готовит их для потребления. Результат туристского производства находит общественное признание в потреблении туристов, и производство получает таким образом новый импульс. Следовательно, туризм представляет собой единый процесс производства и потребления.

Для туристов объект потребления в путешествии - полезность товаров и услуг, которые могут удовлетворять в этот период их потребности. Именно полезность вещей - товаров или благ: даров природы (море, солнце, горы и т.д.) и деятельности - различного рода услуг - представляет для туристов потребительную стоимость.

Туристские фирмы организуют особым, характерным для туризма, способом производственную деятельность. Особенность этой деятельности определяется специфическими потребностями путешествующих (ночевки в обстановке, отличной от повседневной), географической средой, в которой осуществляется производство и потребление туристских благ (морской берег, горы, сельская местность), используемыми средствами труда (гостиничные и рекреационные учреждения, транспорт и т.д.).

Существует следующая классификация потребительных стоимостей, отражающихся в мотивах туристской деятельности:

1) потребительные стоимости, не являющиеся продуктами человеческого труда, а данные природой в готовом виде (например, воздух, морская вода, горы и т.д.);

2) потребительные стоимости, являющиеся продуктами человеческого труда, затраченного в прошлом, и не принимающего товарной формы, во всяком случае, для туриста (например, архитектурные комплексы и ансамбли);

3) потребительные стоимости, которыми пользуется турист, главным образом бесплатно, хотя они предполагают систематические затраты живого и овеществленного труда (многообразные затраты в зеленых хозяйствах, строительстве и эксплуатации автомобильных дорог и т.п.);

4) потребительные стоимости, выступающие как товары или платные услуги.

Таким образом, удовлетворение туристских потребностей включает приобретение товаров и платных услуг, с одной стороны, и потребление благ, не принимающих товарного вида, - с другой.

Совокупность видов деятельности, обеспечивающая туристам различные удобства при покупке и потреблении услуг и товаров во время путешествия и пребывания вне постоянного места жительства, называют туристским обслуживанием.

Одним из направлений социально-экономической политики государства выступает создание туристско-рекреационных[1] особых экономических зон[2], которые призваны способствовать удовлетворению потребностей россиян в доступном и качественном отдыхе, их оздоровлению, повышению профессионального и интеллектуального уровня туристов[3], а также благотворно повлиять на диверсификацию экономики, повышение уровня занятости населения[4].

Туристско-рекреационные особые экономические зоны призваны создавать условия для приоритетного развития въездного и выездного туризма на их территории; поднятия туристского имиджа Российской Федерации на внешнем и внутреннем туристском рынке; комплексного развития туризма, как одного из приоритетов экономического развития Российской Федерации; создания и формирования экологически- и социально-ориентированного высокорентабельного и конкурентоспособного межотраслевого туристского комплекса, основанного на рациональном использовании туристских ресурсов, культурного наследия, способного обеспечивать потребности туристов, а это не возможно без стимулирования развития материальной базы[5] сферы гостеприимства, в первую очередь посредством создания коллективных средств размещения, оказывающих гостиничные услуги[6].

Заметим, что ни Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 116-ФЗ, ни Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 76-ФЗ не дают точного понятия туристско-рекреационной особой экономической зоны. Однако анализ содержания отдельных норм (ст. 2 и ст. 4 закона № 76-ФЗ) позволяет сформулировать следующее понятие: туристско-рекреационная особая экономическая зона – это определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, где действует особый режим осуществления туристско-рекреационной предпринимательской деятельности.

К туристско-рекреационной деятельности законодатель относит (ч. 2.1 ст. 10 Закона № 76-ФЗ) предпринимательскую деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристскую деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, в том числе деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан, промышленному розливу минеральных вод. Данное определение включает в себя сложное сочетание разных направлений экономики[7], в том числе и не относящихся ранее к индустрии туризма, но полностью удовлетворяет определенным практическим потребностям, сложившимся на данном этапе развития экономики страны. Это революционный шаг, так как курорты впервые введены в экономический блок и признаны экономической категорией[8].

Сегодня Правительство РФ одобрило создание в стране семи особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа[9]. Каждая из них будет специализирована по направлениям[10]. К 2009 году ожидается увеличение доходов от индустрии туризма до пяти миллиардов рублей, а туристского потока к 2010 году – до полутора миллионов, а к 2026 году – до 2,8 миллионов туристов в год[11].

Изложенное позволяет утверждать, что проводимая государственная политика по созданию и развитию туристско-рекреационных зон опосредованно направлена на развитие гостиничных услуг в России.

Индустрия туризма, таким образом, играет серьезную роль в экономике страны: припредоставлении услуг создаются дополнительные рабочие места, так как приезжие, находясь вне постоянного места жительства, как правило, приобретают больше товаров и потребляют больше услуг; является важным (часто и основным) источником получения дохода в экономику страны. Так, по данным Всемирной Туристской Организации доходы мировой индустрии туризма составили в 2003 году более 500 млрд. долларов США. По этому показателю она входит в пятерку самых эффективных отраслей мировой экономики: нефтяной, информационной, игорно-развлекательной и автомобильной[12]. Турист платит за еду, ночлег, транспорт, сувениры, музеи и т.д.[13], пополняя тем самым бюджеты разного уровня. Более того, индустрия туризма удовлетворяет материальные и социально-культурные потребности как местного, так и приезжего населения (туристов).

В литературе индустрию туризма (сферу гостеприимства) прямо или опосредованно относят к сфере услуг[14] и (или) сфере обслуживания[15].

В экономической литературе, не давая определения сферы услуг, к ней относят деятельность гостиниц, прачечных и парикмахерских, учебных и спортивных заведений, туристских и консультационных фирм, медицинских учреждений, музеев, театров и кинотеатров[16]. Очевидно, что в основе объединения данных субъектов лежит неовеществленной характер их деятельности.

В юридической литературе относительно понятия «сфера услуг» были высказаны различные точки зрения. Так, например, по мнению Е.Д. Шешенина, она представляет собой «особую потребительскую стоимость» в виде деятельности обслуживающей организации[17], а услуги выступают в качестве предмета договоров по оказанию услуг[18]; В.П. Грибанов и В.А. Плетнев рассматривали сферу услуг как особую форму общественных отношений, в которой предметом отношений выступают не материальные объекты, а определенная деятельность[19]; Н.А. Баринов, развивая данную мысль, отметил, что эта деятельность не оставляет овеществленного результата, а «полезный результат деятельности услугодателя потребляется в процессе этой деятельности»[20].

Р.О. Халфина к сфере услуг относит отрасли: розничная торговля, общественное питание, жилищное и коммунальное хозяйство, транспорт, культурно-бытовое обслуживание и т.д.[21]. При этом, как отмечает М.К. Сулейменов, в качестве правовой формы этой деятельности могут выступать самые разнообразные договорные обязательства[22]. Они отличаются друг от друга по предмету договора[23], и направлены на удовлетворение потребностей физических лиц[24].

Таким образом, сфера услуг в юриспруденции понимается в самых разнообразных смыслах, но прямо или опосредованно к ней относят деятельность отдельных отраслей экономики, которые направлены на удовлетворение потребностей граждан.

В энциклопедическом словаре под сферой обслуживания понимается совокупность отраслей народного хозяйства, продукция которых выступает в виде услуг[25].

Американские авторы Перроу и Томсон определяют обслуживание как «технологию познания», поскольку в процессе взаимодействия между обслуживающим и обслуживаемым происходит обмен информацией.

Предприятия, занятые в сфере услуг: турфирмы, рестораны, гостиницы, курорты, - участвуют в создании невидимого и скоропортящегося продукта, годного к употреблению только в момент его предложения потребителю. Обслуживание нельзя потрогать руками. Оно не может быть положено на склад для использования в будущем.

В Межгосударственном стандарте ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р-50646-94 «Услуги населению. Термины и определения. Service for people. Terms and definitions» категория «обслуживание» является собирательной и используется для характеристики деятельности организаций, направленной на удовлетворение различных потребностей граждан, особенностью которой является непосредственный контакт с потребителем этой услуги[26].

В юридической литературе под сферой обслуживания принято понимать как производство услуг, направленных на удовлетворение духовных и материальных потребностей граждан, так и доведение их до потребителя[27]. Объектом воздействия этой сферы всегда является человек. Как отмечает А.Е. Шерстобитов, обязанность обслужить потребности граждан является основной целью деятельности данной сферы.

Н.А. Бариновым, при определении сущности понятия «сфера обслуживания», было высказано мнение о том, что услуга может быть произведена, но так и не доведена до конечного потребителя, не реализована. Следовательно, в этом случае никакого обслуживания не произойдет[28]. Аналогичной точки зрения придерживается и Н.В. Сирик[29]. В данном случае заметим, что ввиду таких характерных для услуг признаков, как неосязаемость, синхронность оказания и получения в большинстве случаев если услуга не доведена до потребителя, то ее просто нет.

Отдельные авторы в целом отождествляют сферу услуг и сферу обслуживания (А.Ю. Кабалкин, Л.И. Брычева, В.С. Семенов, Г.К. Закарая, Н. Жильцов[30]), но такое смешение, как отмечает Е.Д. Шешенин, «приводит к неправильным выводам о юридической природе гражданско-правовых договоров в сфере обслуживания»[31].

Обращает на себя внимание тот факт, что законодатель также идет по пути отождествления сферы услуг и сферы обслуживания. Данный вывод следует из анализа правовых актов[32].

В то же время, высказана точка зрения, что в сферу обслуживания включают разные отрасли услуг, которые предоставляют различные виды производственной и непроизводственной деятельности[33]. Так, обслуживающие организации, осуществляя деятельность, оказывают услуги по удовлетворению разнообразных потребностей человека (духовных, эстетических, физических, информационных и других), выполняют его хозяйственные поручения (такие как доставка подарков, билетов, почты, хранение вещей и т.д.), работы (например, по изготовлению, ремонту и/или химической чистке одежды, головных уборов, обуви), а также продают товары в розницу.

На наш взгляд, по большому счету, между сферой услуг и сферой обслуживания нет существенной разницы: и та и другая включает в свою орбиту отдельные отрасли экономики, целью которых в первую очередь является удовлетворение потребностей граждан. Выделение этих сфер в юриспруденции, как представляется, не имеет юридического содержания, это экономические, а не юридические категории.

В 80-х годах прошлого столетия в развитие теории о сфере обслуживания была предложена новая для того времени концепция гражданско-правового договора, которая заключалась в признании нового типа гражданско-правового договора, направленного на обслуживание граждан[34]. А.Е. Шерстобитов выделил существенные признаки данного договора: 1) плановый характер деятельности, направленной на обслуживание; 2) специальная правоспособность организации, осуществляющей обслуживание граждан; 3) преддоговорные обязательства организации обслуживания, связанные, например, с информированием гражданина о свойствах товаров, работ, услуг; 4) качество обслуживания как конечный договорный результат[35].

В условиях рынка первый признак – плановый характер договора обслуживания, полностью отпал. Второй признак утратил свое значение в силу того, что по общему правилу коммерческие юридические лица в силу действующего законодательства (ст. 49 ГК РФ) наделены общей правоспособностью. Третий признак перестал указывать на специфику данных договоров, сегодня он характерен для всех без исключения потребительских договоров. Таким образом, остается только последний признак, который подводит нас к тому, что в качестве предмета данного договора выступает неовеществленный результат деятельности.

В современной цивилистике Л.В. Санниковой были выделены отличительные признаки договоров обслуживания (их потребительская цель; специфический субъектный состав; публичный характер), позволяющие установить круг договоров, которые могут быть объединены в рамках предлагаемой теоретической конструкции. На взгляд автора, разработка теоретической конструкции договора обслуживания в цивилистической доктрине будет способствовать совершенствованию правового регулирования отношений в сфере обслуживания[36].

На наш взгляд, введение новой теоретической конструкции «договор обслуживания» имеет смысл только в том случае, если она будет предполагать установление самостоятельного режима регулирования. Однако признаки, лежащие в основе выделения данной конструкции, в том числе специфический субъектный состав, – не основание для наделения договора обслуживания самостоятельным режимом регулирования. Особый субъектный состав в этом случае может лишь предполагать применение законодательства о защите прав потребителей, все иные вопросы договора обслуживания, независимо от субъектного состава, как нами видится, имеют единый режим регулирования.

В течение Уругвайского раунда 1994 г. (ГАТС/ВТО) Секретариат распространил документ, озаглавленный как " Классификация услуг, связанных с туризмом ", датированный 23 октября, 1990. Документ включал в себя иллюстративный список ключевых услуг, относящихся к туризму, и был основан на проекте "Стандартов международной классификации туристической деятельности" (SICTA) Всемирной туристской организации. SICTA определяет приблизительно 70 видов деятельности, связанных с предоставлением услуг в сфере туризма. Кроме того, другие 70 услуг, по крайней мере, частично касались туристической деятельности.

Туристское обслуживание носит одновременно комплексный и специфический характер: комплексный - потому, что предполагает удовлетворение совокупности потребностей туриста, находящегося в путешествии, а специфический - потому, что его организация и структура принципиально отличаются от обслуживания во время оседлого проживания. Уровень комплексности и специфичности - один из важнейших критериев качества обслуживания туристов.

В связи с тем, что комплекс потребительных стоимостей, получаемых туристом в процессе путешествия, представляет собой в значительной степени продукт вложенного в туризм труда, то на практике и в специальной литературе нашло широкое применение понятие "туристский продукт". С точки зрения производства туристский продукт представляет собой совокупность определенного количества и качества товаров и услуг преимущественно рекреационного характера, подготовленных в данный конкретный момент для реализации потребителям. Для потребителей туристский продукт не имеет вещественного выражения.

Согласно толковому словарю туристских терминов, туристский продукт - это комплексное понятие, которое охватывает три основных вида возможного предложения предприятия на рынок: тур, туристско-экскурсионные услуги, товары.

На основании вышеизложенного можно прийти к выводу, что туризм представляет собой сложный социально-экономический феномен, ряд явлений которого не получил еще точного научного определения. Полагаем, что определение туризма, данное в Законе о туристской деятельности, не в полной мере отражает всю специфику туризма. В связи с этим будем рассматривать туризм как свободные перемещения людей от их места проживания и работы (временные выезды - путешествия граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания), а также и сферу услуг (сферу гостеприимства), созданную для удовлетворения потребностей, возникающих в результате их перемещений.

Закон РФ «Об основах туристской деятельности в РФ» определяет туристскую деятельность как туроператорскую и турагентскую деятельность, а также иную деятельность по организации путешествий.

Туроператорская деятельность - это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (туроператором).

Турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая на основании лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (турагентом).

М.М. Маринин приходит к выводу, что в международном туризме как виде деятельности участвуют три стороны:

1) туристы;

2) турфирмы и другие предприятия, связанные с производством туристских услуг;

3) государственные органы, осуществляющие соответствующие административные и иные функции (паспортные, визовые, пограничные, таможенные, санитарно- эпидемиологические, валютно-контрольные, лицензионные, сертификационные, по режиму въезда и пребывания иностранцев.

В своем взаимодействии эти стороны образуют треугольник взаимоотношений: турист - турфирма и другие производители услуг; турист - государство; турфирма - государство. Отдельные юридические связи регулируются соответствующим законодательством, либо (и) законом о туризме.

В первом случае, где взаимодействуют турист и турфирма, наиболее важно документальное подтверждение сделки-соглашения между туристом и турфирмой в виде письменного договора, оговаривающего все взаимные права и обязанности сторон.

Во втором случае взаимоотношения турист - государство требуют законодательства о загранпаспорте, паспортном и визовом режиме, таможенных, валютных и медико-санитарных нормах, правилах перемещения культурно-исторических и иных ценностей, порядке выезда за границу и въезда в страну, правовом положении иностранных граждан и прочее.

В третьем случае, взаимоотношения турфирма - государство требуют правовых норм о защите прав потребителей, лицензировании международной туристской деятельности, сертификации туристских услуг, страховании, рекламе и т.д.

А.В. Нечаев, исходя из положений действующего законодательства РФ, конкретизирует возможные юридические отношения в туризме между следующими субъектами:

- государством и туроператором;

- государством и турагентом;

- государством и туристом;

- туроператором и лицом, оказывающим туроператору услуги, совокупность которых определяет туристский продукт, в конечном итоге приобретаемый туристом;

- туроператором и турагентом;

- туроператором и туристом;

- турагентом и туристом29.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что отношения, опосредующие туристскую деятельность, носят комплексный характер. С одной стороны, это отношения по оказанию туристских услуг (турист - турфирма), с другой стороны - отношения по публичной организации этой сферы (государство -турфирма). Природа этих отношений предопределяет характер их правового регулирования, сочетающего в себе публично-правовые и частно-правовые способы регулирования. Правовое регулирование туристской деятельности выражается в установлении порядка создания туристских организаций, осуществления ими туроператорской и турагентской деятельности и иной деятельности по организации туризма, а также ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств перед государством, туристами и контрагентами.

Таким образом, туристская деятельность - это вид предпринимательской деятельности по предоставлению комплексной туристской услуги (турпродукта), а также оказанию иных индивидуальных услуг в сфере туризма. Этот вид деятельности определенным образом регулируется государством: посредством нормативного воздействия, ее публичной организации и разрешения конфликтов.

Предпринимательство представляет основу экономики современных развитых обществ. Являясь в большей степени конструктивным, оно содержит в себе ряд противоречий, которые сопровождают капитализм на протяжении всего его развития и разрешением которых занимаются государственные институты, современная наука и практика.

Согласно ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке3

Закон «Об основах туристской деятельности» особо подчеркивает предпринимательский характер деятельности туроператоров и турагентов. Таким образом, туристская деятельность подпадает под действие гражданского законодательства, которое регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, и соответственно на нее распространяются все общие положения и принципы предпринимательства общих, так и специфических).

Совершенно справедливо отмечается в научной литературе, что существенной ошибкой законодателя при определении понятия предпринимательства явилось отсутствие упоминания признака профессионализма в деятельности предпринимателя. Такой признак упоминается в законодательстве Франции (ст. 1 Французского торгового кодекса), Германии (1 Германского торгового уложения) и ряда других стран. Русские дореволюционные авторы также выделяли намерение вести торговлю как промысел.

Это не означает, что не бывает некомпетентных, непрофессиональных предпринимателей. Условный признак профессионализма призван нести иную нагрузку. Предприниматель должен открыто относиться к объекту своей деятельности как профессионал, специалист. Интересно в этом плане определение ст. 2-104 Единообразного торгового кодекса США: " Коммерсант - это тот, кто совершает операции с товарами определенного рода или каким-либо другим образом по роду своих занятий ведет себя так, как будто он обладает особыми знаниями или опытом в отношении операций и товаров, являющихся предметом сделки, а также тот кто может рассматриваться как обладающий такими знаниями или опытом вследствие того, что он использует услуги агента, брокера или иного посредника, который ведет себя так, как будто он обладает такими знаниями и опытом. Внешними проявлениями такого отношения могут быть использование специального места торговли (оказания услуг) - магазина, павильона, мастерской, иного производственного помещения; специально оборудованного транспортного средства; вывесок информационно-рекламного характера; торговля, за редким исключением, новыми товарами, их наличие в нескольких экземплярах, возможность выбора покупателем товара из определенного ассортимента; публичность предпринимательской деятельности - предоставление возможности практически неограниченному кругу лиц - потребителей или контрагентов приобрести данный товар (услугу); длительный и стабильный режим работы предпринимателя в течение дня (недели).

Следует согласиться с определением предпринимательской деятельности как «совокупности правомерных волевых действий, совершаемых профессионально, систематически и на свой риск лицом, зарегистрированным в качестве предпринимателя, в целях получения прибыли».


[1] Рекреация – отдых, восстановление сил человека. Рекреационный – предназначенный для отдыха.. См.: Балабанов, И.Т., Балабанова, А.И. Экономика туризма: Учебное пособие / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанова. – С. 163.

[2] См.: ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 № 116-ФЗ // СЗ РФ. – 2005. – № 30 (Часть II). – Ст. 3127; ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 03.06.2006 № 76-ФЗ // Российская газета. – 08.06.2006. – № 121.

[3] См.: Богданова, С. Лед тронулся… / С. Богданова // Туризм. – 2006. – № 5. – С. 45.

[4] См.: Рябчиков, С., Воропаев, А. С Европой наперегонки: Курорты Кавминвод станут точкой роста благополучия края. Интервью с Анатолием Воропаевым, первым заместителем председателя правительства Ставропольского края / С. Рябчиков, А. Воропаев // Российская газета. – 20.03.2007. – № 56 (4319).

[5] По материалам Интернет-конференции руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Ю.Н. Жданова «Проблемы развития особых экономических зон в Российской Федерации», организованной 21.06.2006 компанией ГАРАНТ // СПС ГАРАНТ.

[6] К 2009 году только в сфере гостеприимства Кавказских Минеральных Вод (которая входит в состав Ставропольской туристско-рекреационной особой экономической зоны) планируется создать до 40 тысяч рабочих мест. В конечном счете, строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию в регионе гостиниц, отвечающих современным требованиям, в целом должен стать стимулом для развития всей сферы гостеприимства этого региона (в том числе общественного питания, транспорта, торговли и т.д.).

Посредством развития туристско-рекреационных зон решаются политические задачи: Россия становится в один ряд с ведущими туристскими державами, интегрируется в мировое сообщество. См.: Рябчиков, С, Воропаев, А.. С Европой наперегонки: Курорты Кавминвод станут точкой роста благополучия края. Интервью Анатолия Воропаева, первого заместителя председателя правительства Ставропольского края / С. Рябчиков, А. Воропаев // Информация размещена 20.03.2007 на Интернет-сайте: http://www.rg.ru.

[7] См, например: Андреева, А. Зоны особого внимания / А. Андреева // Бюджет. – 2006. – № 11. – С. 12 – 15; Быстров, М. ОЭЗ – рычаги экономического роста / М. Быстров // Банки и деловой мир. – 2007. – № 1. – С. 9 – 12; Курбангалеева, О.А. Туристско-рекреационные особые экономические зоны / О.А. Курбангалеева // Главбух. Отраслевое приложение «Учет в туристической деятельности». – 2006. – № 3. – III квартал. – С. 16 – 19; Плеханов, И. Налоговый рай в регионах / И. Плехаов // Консультант. – 2006. – № 9. – С. 8 – 10; Попова, Т. Туристские ОЭЗ. Взгляд законодателя: НДС, льготы, полномочия регионов … / Т. Попова // Двойная зона. – 2006. – № 4. – С. 6 – 10; Томчук, О., Сидоров, А Особые туристские зоны. Инструкция к применению / О. Томчук, А. Сидоров // Двойная запись. – 2006. – № 7. – С. 66; Хроника. События. Факты // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. – 2006. – № 4. – С. 8.

[8] См., например: Егоров, В.С. Туристско-рекреационные экономические зоны: понятие, перспективы и проблемы в профессиональной подготовке специалистов / В.С. Егоров // Туризм: право и экономика. – 2006. – № 6 (19). – С. 32 – 35.

[9] Постановление Правительства РФ «О создании на территориях муниципального образования «Майминский район» и муниципального образования «Чемальский район» Республики Алтай особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» от 03.02.2007 № 67 // СЗ РФ. – 2007. – № 7. – Ст. 888; Постановление Правительства РФ «О создании на территории муниципального образования «Прибайкальский район» Республики Бурятия особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» от 03.02.2007 № 68 // СЗ РФ. – 2007. – № 7. – Ст. 889; Постановление Правительства РФ «О создании на территории Алтайского района Алтайского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» от 03.02.2007 № 69 // СЗ РФ. – 2007. – № 7. – Ст. 890; Постановление Правительства РФ «О создании на территории Краснодарского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» от 03.02.2007 № 70 // СЗ РФ. – 2007. – № 7. – Ст. 891; Постановление Правительства РФ «О создании на территории Ставропольского края особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» от 03.02.2007 № 71 // СЗ РФ. – 2007. – № 7. – Ст. 892; Постановление Правительства РФ «О создании на территории Иркутского районного муниципального образования Иркутской области особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» от 03.02.2007 № 72 // СЗ РФ. – 2007. – № 7. – Ст. 893; Постановление Правительства РФ «О создании на территории Зеленоградского района Калининградской области особой экономической зоны туристско-рекреационного типа» от 03.02.2007 № 73 // СЗ РФ. – 2007. – № 7. – Ст. 895.

[10] Так, например, в Иркутской области планируется развивать деловой туризм, в Бурятии – горнолыжный и экологический, в Алтайском крае – водный, лыжный и рекреационный, в Республике Алтай – горнолыжный и оздоровительный, в Краснодарском крае и Калининградской области – пляжный туризм на морском побережье, в Ставропольском крае – рекреационный с бальнеологическим направлением. Информация размещена 20.03.2007 на Интернет-сайте: http://3432.ru/0-1299-7154-1/20070116-20070119/7039601--72/

В Алтайском крае рассчитанные прогнозные инвестиции на создание туристско-рекреационной зоны составят почти 40 млрд. рублей, они должны быть направлены на создание полномасштабной инфраструктуры – строительство новых и модернизации действующих гостиниц, дорог, связи, ЛЭП; модернизацию Бийского аэропорта. См.: Пьянзина, Н. Отдых далекий и близкий. Что даст Алтайскому краю создание туристско-рекреационной зоны / Н. Пьянзина // Информация размещена 12.02.2007 на Интернет-сайте: http://altapress. ru.

[11] См.: Рябчиков, С, Воропаев, А.. С Европой наперегонки: Курорты Кавминвод станут точкой роста благополучия края. Интервью Анатолия Воропаева, первого заместителя председателя правительства Ставропольского края / С. Рябчиков, А. Воропаев // Информация размещена 20.03.2007 на Интернет-сайте: http://www.rg.ru.; Барзыкин, Ю.А. Основные направления государственной политики развития туризма в Российской Федерации / Ю.А. Барзыкин. Доклад заместителя председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму, Председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туристической, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности на российско-германском туристическом форуме // Туризм: право и экономика. – 2007. – № 3 (22). – С. 2 – 8.

[12] См.: Распоряжение Правительства РФ «Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года» от 11.07.2002 № 954-р // СЗ РФ. – 2002. – № 28. – Ст. 2902; Шарафутдинова, Е.В. Новый стимул к развитию туризма в России / Е.В. Шарафутдинова // Туризм: право и экономика. – 2005. – № 4 (11). – С. 32.

[13] Отдых в цифрах. Где, как и почему россияне проводят свои отпуска. Обзор: Лето – 2006.

[14] См., например: Сфера услуг: Новая концепция развития / В.В. Рутгайзер, Т.И. Корягина, Т.И. Арбузова и др. – М.: Экономика, 1990. – С. 5 – 6; Котилко, В.В., Санин, И.И. Стратегия развития сферы услуг / В.В. Котилко, И.И. Санин– М.: Сатурн. 2003. – С. 17; Демидова, Л.С. Сфера услуг в постиндустриальной экономике / Л.С. Демидова // Мировая экономика и международные отношения. – 1999. – № 2. – С. 24.

[15] См., например: Браймер, Р.А. Обзор индустрии гостеприимства / Р.А. Браймер – М.: Аспект-пресс, – 1995. – С. 32.

[16] См.: Маркова, В.Д. Маркетинг услуг / В.Д. Маркова – М.: Изд-во «Финансы и статистика», 1996. – С. 128.

[17] См.: Шешенин, Е.Д. Классификация гражданско-правовых обязательств по оказанию услуг / В кн.: Гражданское право и сфера обслуживания: Межвузовский сборник научных трудов. Свердловский юридический институт им. Р.А. Руденко / Е.Д. Шешенин– Свердловск: Изд-во СЮИ, 1984. – С 34 – 37; Он же. О правовой природе договоров в сфере обслуживания / В кн.: Бытовое обслуживание населения (правовые вопросы) / Е.Д. Шешенин. – М.: Наука, 1968. – С. 14 – 16. По его мнению, из сферы услуг следует исключить те виды обслуживания, по которым гражданам передаются товары.

[18] См.: Шешенин, Е.Д. Предмет обязательства по оказанию услуг / Е.Д. Шешенин // Сборник ученых трудов. Свердловский юридический институт им. Р.А. Руденко. – Свердловск: Изд-во СЮИ, 1964. – Выпуск. 3. – С. 176.

[19] Гражданско-правовое регулирование отношений по удовлетворению потребности граждан / Под ред. В.П. Грибанова, З. Чешки. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – С. 23; Плетнев, В.А. Понятие договоров авиационного обслуживания / В кн.: Гражданское право и сфера обслуживания: Межвузовский сборник научных трудов. Свердловский юридический институт им Р.А. Руденко / В.А. Плетнев. – Свердловск: Изд-во СЮИ, 1984. – С. 136.

[20] См.: Баринов, Н.А. Права граждан по договору бытового заказа и их защита / Н.А. Баринов.– Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1979. – С. 23.

[21] См.: Халфина, Р.О. Хозяйственная реформа и гражданское право / Р.О. Халфина. – М.: Знание, 1970. – С. 4.

[22] См.: Масевич, М.Г., Покровский, Б.В., Сулейменов, М.К. Правовые формы хозяйственного расчета производственных объединений и предприятий / М.Г. Масевич, Б.В. Покровский, М.К. Сулейменов. – Алма-Ата: Изд-во Наука Казахской ССР, 1975. – С. 201.

[23] См.: Шешенин, Е.Д. Предмет обязательства по оказанию услуг / Е.Д. Шешенин. – С. 176.

[24] См.: Красавчиков, О.А. Сфера обслуживания: гражданско-правовой аспект / О.А. Красавчиков // Гражданское право и сфера обслуживания. – Свердловск: Изд-во СЮИ, 1984. – С. 6; Дроздов, И.А. Обслуживание вещей в системе гражданско-правовых отношений обслуживания / И.А. Дроздов // Журнал международного права. – 2002. – № 7. – С. 185 – 186.

[25] См.: Советский энциклопедический словарь / Научно редакционный совет: А.М. Прохоров (пред.). – М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1981. – С. 921.

[26] См.: Межгосударственный стандарт ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р-50646-94 «Услуги населению. Термины и определения. Service for people. Terms and definitions», введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 21.02.1994 № 34 // СПС ГАРАНТ.

[27] См., например: Кабалкин, А.Ю. Гражданско-правовой договор в сфере обслуживания / А.Ю. Кабалкин– М.: Наука, 1980; Шерстобитов, А.Е. Гражданско-правовое регулирование договорных отношений в сфере обслуживания / А.Е. Шерстобитов– М.: Изд-во Московского университета, 1987. – С. 7; Баринов, Н.А. Гражданско-правовые проблемы удовлетворения имущественных потребностей советских граждан. Автореф. … доктор. юридич. наук / Н.А. Баринов – М., 1988. – С. 30; Дворжак, Я. Гражданско-правовое регулирование услуг в Чехословакии: Пер. с чешск. / Под ред. и вступ. статья Е.А. Суханова / Я. Дворжак – М.: Прогресс, 1989. – С. 18; Шерстобитов, А.Е., Щенникова, Л.В. Проблемы гражданско-правового регулирования отношений по удовлетворению духовных потребностей граждан в сфере обслуживания / А.Е. Шерстобитов, Л.В. Щенникова // Вестник МГУ. Серия 11. Право. – 1990. – № 2. – С. 24 – 29.

Практики гостиничного бизнеса полагают, что обслуживание – это предупреждение возможных желаний гостя. См.: Нестерук, М.М. Качество и конкуренция в гостиничном бизнесе / М.М. Нестерук // Парад Отелей. – 2003. – № 4. – С. 10.

[28] См.: Баринов, Н.А. Услуги: Монография. Изд. 2-е, дополненное / Н.А.Баринов. – Саратов: Изд-во «Надежда», 2003. – С. 18 – 19.

[29] См.: Сирик, Н.В. Договор на оказание туристских услуг в гражданском праве России. Автореф. … канд. юрид. наук / Н.В. Сирик.– М., 2001. – С. 14 – 15.

[30] См.: Кабалкин, А.Ю. Гражданский закон об услугах населению / А.Ю. Кабалкин. – С. 6; Он же. Законодательство о сфере обслуживания населения: Пособие для слушателей народных университетов / А.Ю. Кабалкин. – М.: Знание, 1984. – С. 4; Кабалкин, А.Ю., Брычева, Л.И. Услуги населению: правовое обеспечение /А.Ю. Кабалкин, Л.И. Брычева. – М.: Советская Россия, 1988. – С. 7; Семенов, В.С. Сфера обслуживания и ее работники / В.С. Семенов.– М.: Изд-во «Юридическая литература», 1966. – С. 4; Закарая, Г.К. Управление бытовым обслуживанием населения. Административно-правовые проблемы / Г.К. Закарая. – М.: Изд-во «Юридическая литература», 1981. – С. 7; Жильцов, Е.Н. Основы формирования хозяйственных механизмов в сфере услуг / Е.Н. Жильцов. – М.: Изд-во Московского университета, 1991. – С. 13 – 17.

[31] Шешенин, Е.Д. Классификация гражданско-правовых обязательств по оказанию услуг / В кн.: Гражданское право и сфера обслуживания: Межвузовский сборник научных трудов. Свердловский юридический институт им Р.А. Руденко / Е.Д. Шешенин. – С. 42 – 44.

[32] См., например: ст. 38 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. – 1992. – № 15. – Ст. 766; п.п. 2 п.1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» от 23.05.2006 № 307 // Российская газета. – 01.06.2006. – № 115; п.п.1 п. 1 Правил оказания услуг связи проводного радиовещания, утвержденные Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания услуг связи проводного радиовещания» от 06.06.2005 № 353 // СЗ РФ. – 2005. – № 24. – Ст. 2372; п.п. 1 п.1 Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденные Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств» от 11.04.2001 № 290 // СЗ РФ. – 2001. – № 17. – Ст. 1712; п.п. 4 п. 1 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30335-95/ГОСТ 60646-94 «Услуги населению. Термины и определения», утвержденного Постановлением Госстандарта России от 12.03.1996 № 164, которым ГОСТ 30335-95 с момента принятия указанного Постановления был введен в действие в качестве Государственного стандарта Российской Федерации и признан имеющим одинаковую силу с ГОСТ Р 50546-94 на территории Российской Федерации в связи с полной аутентичностью их содержания // Официальное издание Госстандарта России, ИПК Изд-во стандартов, 1996; п. 1 Правил бытового обслуживания населения утвержденных Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации» от 15.08.1997 № 1025 // СЗ РФ. – 1997. – № 34. – Ст. 3979.

[33] См.: Шерстобитов, А.Е. Гражданско-правовое регулирование договорных отношений в сфере обслуживания / А.Е. Шерстобитов. – М.: Изд-во Московского университета, 1987. – С. 15; Суханов Е.А., Шерстобитов, А.Е. Договор на обслуживание граждан / Е.А. Суханов, А.Е. Шерстобитов// Вестник МГУ. Серия 11. Право. – 1984. – № 4. – С. 21 – 27.

[34] А.Ю. Кабалкиным была высказана точка зрения о том, что гражданско-правовой договор в сфере обслуживания выступает как специфическое вторичное образование, направленное на удовлетворение личных потребностей граждан. См.: Кабалкин А.Ю. Гражданско-правовой договор в сфере обслуживания / А.Ю. Кабалкин. – С. 168.

[35] См.: Шерстобитов, А.Е. Гражданско-правовое регулирование договорных отношений в сфере обслуживания / А.Е. Шерстобитов. – С. 15.

[36] Санникова, Л.В. Обязательства об оказании услуг в российском гражданском праве: Автореф. дис. … докт. юрид. наук / Л.В. Санникова. – М., 2007. – С. 18 – 19.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: