1. Понятие мусульманского права. Мусульманское право является религиозным правом, поскольку в целом в той или иной форме и степени (прежде всего в идеологическом плане) основано на мусульманской религии. Не будучи частью религиозной системы, оно вместе с тем в известной мере служит ее целям, участвует в осуществлении ее функций, прежде всего регулятивной – в форме опосредования тех же общественных отношений, которые параллельно регламентируются совпадающими религиозными нормами. Мусульманское право – это в значительной мере частное право, исторически возникшее из отношений собственности, обмена, личных неимущественных связей. Главное место в нем занимают правила поведения, ориентирующиеся на религиозные принципы и религиозно-нравственные критерии.
2. Особенности структуры мусульманского права. Шариат представляет собой, с одной стороны, свод религиозных правил, а с другой – правовой кодекс. Он выступает в качестве и правовой, и религиозной системы, может быть назван правом в собственном смысле только в той части, которая состоит из юридических норм. Шариат, как универсальная нормативно-догматическая система регулирует поведения мусульманина во всех сферах жизни, а также их чувства и образ мысли. Он включает в себя четыре элемента – религиозную догматику ислама; мусульманскую мораль и этику; нормы регулирующие «отношения верующего с Аллахом» (ибадат), то есть порядок выполнения основных религиозных обязанностей; правила поведения мусульман в отношениях между собой и мусульманами (муамалат). Ибадат и мумалат категории практические, так как регулируют главным образом внешнее поведение и поступки правоверных.
Фикх – нормативная часть шариата, которая может быть названа мусульманским правом в широком смысле, поскольку в ее составе можно обнаружить не только собственно правовые нормы, но и правила отправления основных религиозных обязанностей, не все из которых являются юридическими. В мусульманское право включают только те нормы фикха, которые пользуются государственной поддержкой, реально регулируют общественные отношения и выражают интересы господствующих в той или иной стране социально-политических сил.
3. Источники (формы) права. Коран главная священная книга мусульман, в которой собраны различные проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, заклинания, всякого рода назидательные рассказы и притчи, произнесенные Мухаммедом в Мекке и Медине. Содержание Корана составляют высказывания Аллаха своему пророку и посланцу Мухаммеду. Коран является первым и основным источником мусульманского права. Однако мусульманские юристы не воспринимает его ни в качестве книги права, ни в качестве кодекса мусульманского права. Отдельные положения юридического характера, содержащиеся в Коране не достаточны для того, чтобы вести речь о кодификации
Сунна является сборником адатов, традиций, касающихся действий и высказываний самого Мухаммеда, воспроизведенных и обработанных рядом известных в период (VII – X вв.) - становления и развития мусульманского права - богословов и юристов. Содержание Сунны составляют признанные достоверными хадисы, каждый из который представляет собой предание о поступках и изречениях Мухаммеда. Сунна итог толкования Корана, проводившегося авторитетными богословами и юристами. Сунна не содержит в себе каких бы то ни было ярко выраженных нормативных положений, четких указаний на права и обязанности сторон. В силу этого при рассмотрении конкретных дел судьи обращаются к толкованиям широко известных правоведов.
Иджма - согласованное заключение древних правоведов, знатоков ислама, об обязанностях правоверных, получившее значение юридической истины, извлеченной из Корана или Сунны. Иджма выступает в качестве способа восполнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать убедительного ответа на возникающие вопросы.
Кияс - решение в области права по аналогии, суть кияса заключается в применении тех или иных установленных Кораном, Сунной или иджмой предписаний к новым, не предусмотренным этими источниками права, случаям.
4. Способы приспособления мусульманского права к современному обществу. Обычаи -не входят в содержание мусульманского права, но широко распространенный обычай не отвергается правом. Те обычаи, которые согласуются с правом фактически расширяют сферу его приложения и дополняют его. В числе такого рода обычаев можно назвать обычаи, касающиеся размеров и способов выплаты приданого осуждающие наряду с мусульманским правом необоснованное обогащение или получение «финансовых преимуществ без взаимного вознаграждения»; регулирующие совместное использование различными землевладельцами одних и тех же водных источников и др.
Соглашения - не являются источниками права, но играют важную роль в его эволюции. Благодаря соглашениям зачастую вносились значительные изменения в существующие правовые нормы, которые согласно сложившимся представлениям о праве не всегда считались обязательными. В силу этого судебная практика ряда мусульманских стран допускает, например, при заключении браков или при решении других семейно-бытовых вопросов, некоторые отступления от существующих правил (возможность расторжения брака по инициативе жены, а не только мужа; расторжение брака в случае нарушения мужем единобрачия и пр.). Возможность использования соглашений и обычаев в мусульманском праве предопределяется прежде всего тем, что оно при всей своей религиозной строгости и ортодоксальности оставляет широкое поле для самостоятельной деятельности субъектам правоотношений, для проявления ими инициативы.
Фикции один из способов приспособления мусульманского права к изменяющимся условиям. Суть фикции заключается в том, чтобы, используя сложившиеся в правоприменительной практике мусульманских стран традиции, учитывать, прежде всего букву, а не дух закона, внешние обстоятельства рассматриваемых дел, а не побудительные мотивы, обходить всякого рода приемами и оговорками действующие нормы мусульманского права. Например, запретительную норму на аренду земли обходят, не нарушая законодательства, путем замены ее на разрешенный законом договор товарищества. Запрет Кораном ростовщичества, выдачи займа под процент, обходится путем ограничительного толкования круга лиц, на который он распространяется. Утверждается, что данный запрет распространяется лишь на частных лиц, но не на банки и другие соответствующие им институты.
5. Принципы и нормы мусульманского права. Система мусульманского права включает комплексы принципов и норм, регулирующих три основные сферы жизни мусульман: отношения правоверных с Аллахом, взаимоотношения людей, а также связи между государствами или религиозными конфессиями.
6. Отрасли мусульманского права. Взаимоотношения людей подразделяются на три основные отрасли – «право личного статута», деликтное (уголовное) право и комплекс норм, условно именуемый «мусульманским гражданским правом» («му’амалат»). Мусульманско-правовая доктрина наряду с этими тремя отраслями выделяет:– отрасль «властных норм», судебное право и нормы «сийар» – отрасль, которую условно называют «мусульманским международным правом». Указанные отрасли характеризовались неодинаковым уровнем развития и заметными различиями механизма реализации норм. Традиционная мусульманско-правовая доктрина теоретически не проводила различия между публично-правовыми и часто-правовыми отраслями и не использовала данной терминологии при определении отраслей. Но, на практике деление на публичное и частное мусульманское право существовало, если иметь ввиду специфику норм, регулировавших отношения с участием мусульманского государства, в сравнении с правилами поведения, применявшимися в частных взаимоотношениях правоверных. Особую отрасль составляет «право личного статута», основными институтами данной отрасли являются брак, развод, родство, материальное обеспечение семьи, обязанности по воспитанию детей, завещание, наследование «по закону», опека, попечительство, ограничение правоспособности и т. п. К частно-правовым отраслям относится и «гражданское право» («му‘амалат»), регулирующее вопросы собственности, различные виды сделок и их обеспечение, порядок исполнения обязательств и т.п.
7. Дуализм правовых систем мусульманских стран. Для мусульманских стран характерен дуализм правовых систем. Причины: усложнение социально-экономических, политических и иных отношений внутри самого общества, которые на определенном этапе уже не могут регулироваться только с помощью религиозных норм и догм; расширение и углублением связей между разными странами; влияние западного права на правовые системы мусульманских стран;
Вопросы для самоконтроля.