Тема 5. Мусульманское право

1. Понятие мусульманского права. Мусульманское право является религиозным правом, поскольку в целом в той или иной форме и степени (прежде всего в идеологическом плане) основано на мусульманской религии. Не будучи частью религиозной системы, оно вместе с тем в известной мере служит ее целям, участвует в осуществлении ее функций, прежде всего регулятивной – в форме опосредования тех же общественных отношений, которые параллельно регла­ментируются совпадающими религиозными нормами. Мусульманское право – это в значительной мере част­ное право, исторически возникшее из отношений собственности, обмена, личных неимущественных связей. Главное место в нем занимают правила поведения, ориентирующиеся на религиозные принципы и религиозно-нравственные критерии.

2. Особенности структуры мусульманского права. Шариат представляет собой, с одной стороны, свод религиозных правил, а с другой – правовой кодекс. Он высту­пает в качестве и правовой, и религиозной системы, может быть назван правом в собственном смысле только в той части, которая состоит из юридических норм. Шариат, как универсальная нормативно-догматическая система регулирует поведения мусульманина во всех сферах жизни, а также их чувства и образ мысли. Он включает в себя четыре элемента – религиозную догматику ислама; мусульманскую мораль и этику; нормы регулирующие «отношения верующего с Аллахом» (ибадат), то есть порядок выполнения основных религиозных обязанностей; правила поведения мусульман в отношениях между собой и мусульманами (муамалат). Ибадат и мумалат категории практические, так как регулируют главным образом внешнее поведение и поступки правоверных.

Фикх – нормативная часть шариата, которая может быть названа мусульманским правом в широком смысле, поскольку в ее составе можно обнаружить не только собственно правовые нормы, но и правила отправления основных религиозных обязанностей, не все из которых являются юридическими. В мусульманское право включают только те нормы фикха, которые пользуются государственной поддержкой, реально регулируют общественные отношения и выражают интересы господствующих в той или иной стране социально-политических сил.

3. Источники (формы) права. Коран главная священная книга мусульман, в которой собраны различные пропове­ди, обрядовые и юридические установления, молитвы, заклинания, всякого рода назидательные рассказы и притчи, произнесенные Му­хаммедом в Мекке и Медине. Содержание Корана составляют выска­зывания Аллаха своему пророку и посланцу Мухаммеду. Коран является первым и основным источником мусульманского права. Однако мусульманские юристы не воспринимает его ни в качестве книги права, ни в качестве кодекса мусульманского права. Отдельные положения юридического характера, содержащиеся в Кора­не не достаточны для того, чтобы вести речь о кодификации

Сунна является сборником адатов, традиций, касающихся дейст­вий и высказываний самого Мухаммеда, воспроизведенных и обрабо­танных рядом известных в период (VII – X вв.) - становления и разви­тия мусульманского права - богословов и юристов. Содержание Сунны составляют признанные достоверными хадисы, каждый из который представляет собой предание о поступках и изречениях Мухаммеда. Сунна итог толкования Корана, проводивше­гося авторитетными богословами и юристами. Сунна не содержит в себе каких бы то ни было ярко выра­женных нормативных положений, четких указаний на права и обя­занности сторон. В силу этого при рассмотрении конкретных дел су­дьи обращаются к толкованиям широ­ко известных правоведов.

Иджма - согласован­ное заключение древних правоведов, знатоков ислама, об обязанно­стях правоверных, получившее значение юридической истины, извлеченной из Корана или Сунны. Иджма выступает в качестве способа восполнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать убедительного ответа на возникающие вопросы.

Кияс - решение в области права по аналогии, суть кияса заключается в применении тех или иных установленных Кораном, Сунной или иджмой предписаний к новым, не предусмот­ренным этими источниками права, случаям.

4. Способы приспособления мусульманского права к современному обществу. Обычаи -не входят в содержание мусульман­ского права, но широко распростра­ненный обычай не отвергается правом. Те обычаи, которые согласуются с правом фактически расширяют сферу его приложения и дополняют его. В числе такого рода обычаев можно назвать обычаи, касающиеся размеров и способов выплаты приданого осуждающие наряду с мусульманским правом необоснованное обога­щение или получение «финансовых преимуществ без взаимного возна­граждения»; регулирующие совместное использование различными землевладельцами одних и тех же водных источников и др.

Соглашения - не являются источниками права, но иг­рают важную роль в его эволюции. Благодаря соглашениям зачастую вносились значительные изменения в существующие правовые нор­мы, которые согласно сложившимся представлениям о праве не все­гда считались обязательными. В силу этого судебная практика ряда мусульманских стран допускает, например, при заключении браков или при решении других семейно-бытовых вопросов, некото­рые отступления от существующих правил (возможность расторже­ния брака по инициативе жены, а не только мужа; расторжение брака в случае нарушения мужем единобрачия и пр.). Возможность использования соглашений и обычаев в мусульманском праве предопределяется прежде всего тем, что оно при всей своей религиозной строгости и ортодоксальности оставляет широкое поле для самостоятельной деятельности субъектам правоот­ношений, для проявления ими инициативы.

Фикции один из способов приспособления мусульманского права к изменяющимся условиям. Суть фикции заключается в том, чтобы, используя сложившиеся в правоприменительной практике мусульманских стран тра­диции, учитывать, прежде всего букву, а не дух закона, внешние об­стоятельства рассматриваемых дел, а не побудительные мотивы, об­ходить всякого рода приемами и оговорками действующие нормы мусульманского права. Например, запретительную норму на аренду земли обходят, не нарушая законодательства, путем замены ее на разрешенный законом договор товарищества. Запрет Кораном рос­товщичества, выдачи займа под процент, обходится путем ограничи­тельного толкования круга лиц, на который он распространяется. Ут­верждается, что данный запрет распространяется лишь на частных лиц, но не на банки и другие соответствующие им институты.

5. Принципы и нормы мусульманского права. Система мусульманского права включает комплексы принципов и норм, регулирующих три основные сферы жизни мусульман: отношения правоверных с Ал­лахом, взаимоотношения людей, а также связи между государствами или религиозными конфессиями.

6. Отрасли мусульманского права. Взаимоотношения людей подразделяются на три основные отрасли – «право личного статута», деликтное (уголовное) право и комплекс норм, условно именуемый «мусульманским гражданским правом» («му’амалат»). Мусульманско-правовая доктрина наряду с этими тремя отраслями выделяет:– отрасль «властных норм», судебное право и нормы «сийар» – отрасль, которую условно называют «мусульманским международным правом». Указанные отрасли характеризовались неодинаковым уровнем развития и заметными различиями механизма реализации норм. Традиционная мусульманско-правовая доктрина теоретически не проводила различия между публично-правовыми и часто-правовыми отраслями и не использовала данной терминологии при определении отраслей. Но, на практике деление на публичное и частное мусульманское право существовало, если иметь ввиду специфику норм, регулировавших отношения с участием мусульманского государства, в сравнении с правилами поведения, применявшимися в частных взаимоотношениях правоверных. Особую отрасль составляет «право личного статута», основными институтами данной отрасли являются брак, развод, родство, материальное обеспечение семьи, обязанности по воспитанию детей, завещание, наследова­ние «по закону», опека, попечительство, ограничение правоспособ­ности и т. п. К частно-правовым отраслям относится и «гражданское право» («му‘амалат»), регулирующее вопросы собственности, различные виды сделок и их обеспечение, порядок исполнения обязательств и т.п.

7. Дуализм правовых систем мусульманских стран. Для мусульманских стран характерен дуализм правовых систем. Причины: усложнение социально-экономических, политических и иных отношений внутри самого общества, которые на опреде­ленном этапе уже не могут регулироваться только с помощью религи­озных норм и догм; расширение и углублением связей между разными странами; влияние западного права на правовые системы мусульманских стран;

Вопросы для самоконтроля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: