Введение. Подготовка специалистов в рамках магистерской программы «Сравнительное правоведение» способствует повышению качества юридического образования и помогает

Подготовка специалистов в рамках магистерской программы «Сравнительное правоведение» способствует повышению качества юридического образования и помогает квалифицированно решать задачи на стыке российского и зарубежного права, то есть – в пределах сравнительного правоведения.

Сравнительное правоведение как учебная дисциплина дополняет и конкретизирует общую теорию права историю права, философию права, а также общетеоретические части отраслевых юридических наук. Как для юридической науки, так и для образовательных учреждений юридической направленности акцент на самодостаточность национального права свидетельствует об отставании от тенденций правового развития в условиях глобализации.

Законодатели, создатели нормативных текстов и авторов практических правовых решений нуждаются в заимствовании чужого опыта. Знания о состоянии зарубежного опыта особенно необходимы для международного общения.

К началу XXI в. сформированы определенные концептуальные основы сравнительного правоведения, которые имеют универсальный характер. В первую очередь это можно отнести к интерпретациям предмета сравнительного правоведения, в качестве конструирующего элемента которого выступает правовая карта мира, т.е. основные правовые системы современности.

Магистерская программа направлена на формирование у обучающихся знаний и навыков, необходимых для решения ключевых задач, без реализации которых невозможно правильно ориентироваться в профессиональной юридической деятельности, инновациях и тенденциях развития современной юриспруденции.

Сравнительное правоведение имеет чрезвычайно большой потенциал не только для развития собственно юридических наук, но и с точки зрения влияния на интенсификацию международного политического сотрудничества и международных экономических связей, реформирования политической и правовой жизни, социально-гуманитарного образования, формирования демократического, плюралистического мировоззрения молодого поколения.

Осуществление эффективных политических и правовых реформ невозможно на основе только национального опыта или простого ознакомления с законодательством определенных стран, а требует систематизированного научного знания об общемировых и региональных тенденциях правового развития, которое аккумулируется прежде всего сравнительным правоведением.

Необходимость международного сотрудничества, глобальные проблемы современности (научно-технический прогресс, экология, демография) требуют пристального внимания к основным правовым системам современности, нового видения существующих правовых проблем. И в этом плане возрастает роль сравнительного правоведения как способа изучения и оценки юридических сфер, в которых происходит это сотрудничество. Здесь открываются широкие возможности для использования сравнительного правоведения в целях международного сотрудничества, формирования единого мирового правового пространства.

Цель курса. Курс «Сравнительное правоведение» направлен на формирование правовой культуры и профессиональных навыков студентов –юристов, что позволит полнее осмысливать новые явления и ведущие тенденции в развитии правовых систем современности, выявлять основные закономерности правового развития, оперировать новейшим зарубежным правовым материалом.

Авторы рабочей программы исходят из посылки о том, что магистры – это во многом исследователи, а магистерская диссертация – определенный вид научно-исследовательской работы, результатом которой является получение первой научной степени ученого. Настоящий спецкурс предусматривает изучение проблем природы, сущности, социального назначения государства и права, эволюции правопонимания, соотношения правовых систем и правовых семей, изучение различных источников права, взаимодействия системы права и системы законодательства. Общетеоретические аспекты сравнительного правоведения выступают также условиями эффективной работы юриста-практика любого профиля: юрисконсульта, нотариуса, судьи, прокурора, следователя, адвоката, и.т.д.

К изучающему «Сравнительное правоведение» предъявляются определенные требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям магистранта, необходимым при освоении данной дисциплины. Они приобретаются в результате освоения предшествующих теоретических дисциплин и практик, для которых освоение данной дисциплины необходимо, среди которых теория права и государства, история права и государства, история политических и правовых учений, философия права.

Задачи курса. Задачи курса «Сравнительное правоведение» состоят в формировании у студентов следующих основных навыков, которые должен иметь специалист-профессионал для успешной работы по своей специальности:

1) осознание методологических проблем сравнительно-правового исследования (при этом значительное место должна занимать теория сравнительно-правового метода)

2) сопоставительное изучение основных правовых систем современности, а также систематизированное изучение зарубежного права

3) обобщение и систематизация результатов конкретных сравнительно-правовых исследований

4) разработка конкретных методических правил и процессов сравнительно правовых исследований

5) исследование историко-сравнительных правовых проблем

6) сравнительное изучение международно-правовых вопросов современности.

В результате изучения дисциплины выпускники должны

знать:

- понятие и значение сравнения;

- историю сравнительного правоведения, в частности, возникновение и основные этапы развития Сравнительного правоведения, современное состояние компаративистики;

- типологию и классификацию правовых систем современности, юридические критерии правовой типологии и классификации;

- социально-экономические, исторические и культурные предпосылки возникновения основных правовых семей современности, географию распространения правовых семей;

уметь:

- выделять предмет сравнительного правоведения;

- оперировать методами сравнительного правоведения;

- определять место сравнительного правоведения в системе юридических наук;

- использовать сравнительный метод для решения конкретных научно-практических правовых проблем национального законодательства;

- видеть роль сравнительного правоведения в развитии экономического и культурного сотрудничества между народами;

- ориентироваться в основных семьях современных правовых систем;

- устанавливать соотношение национального (внутригосударственного) и международного права, влияние международного права на развитие национальных правовых систем;

- вскрывать механизмы сближения национальных правовых систем на основе международного права;

- устанавливать общее и особенное в правовых системах различных правовых семей;

- осуществлять правовую экспертизу элементов национальной правовой системы и относить ее к той или иной группе правовых систем и правовой семьи

- ориентироваться в специальной литературе, уметь анализировать значимые международно-правовые акты.

Магистрант должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

- обладать культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

- иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК- 7);

- способность использовать основные положения и методы фундаментальных и отраслевых юридических наук при решении профессиональных задач (ОК-8);

- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки правовой информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);

- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

- владеть необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);

- вести здоровый образ жизни, расти в духовном и интеллектуальном отношениях;

- участвовать в занятиях физической культурой и спортом.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к результатам обучения по дисциплине «Сравнительное правоведение» предъявляются следующие компетенционные требования (профессиональные компетенции – далее ПК):

в правотворческой деятельности:

- способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

- способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

в организационно-управленческой деятельности:

- способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);

- способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);

в научно-исследовательской деятельности:

- способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);

в педагогической деятельности:

- способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);

- способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);

- способностью организовывать и проводить педагогические исследования

(ПК-14);

- способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).

Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных в рамках подготовки бакалавров (специалистов) по следующим дисциплинам: «Теория права и государства»; «История права и государства»; «История политических и правовых учений»; «Философия права»; «Социология права»; «Конституционное право зарубежных стран»; «Международное право» и др.

Структурно дисциплина состоит из 12 взаимосвязанных тем.

Изучение дисциплины завершается сдачей экзамена.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по заочной форме обучения
Зачетные единицы - общая трудоемкость 3 з.е. - 108 ч.
Всего аудиторных занятий из них:  
Лекции  
Семинарские (практические) занятия  
Самостоятельная работа  
Экзаменационная сессия  
Форма итогового контроля экзамен

Тематический план


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: