Подготовка специалистов в рамках магистерской программы «Сравнительное правоведение» способствует повышению качества юридического образования и помогает квалифицированно решать задачи на стыке российского и зарубежного права, то есть – в пределах сравнительного правоведения.
Сравнительное правоведение как учебная дисциплина дополняет и конкретизирует общую теорию права историю права, философию права, а также общетеоретические части отраслевых юридических наук. Как для юридической науки, так и для образовательных учреждений юридической направленности акцент на самодостаточность национального права свидетельствует об отставании от тенденций правового развития в условиях глобализации.
Законодатели, создатели нормативных текстов и авторов практических правовых решений нуждаются в заимствовании чужого опыта. Знания о состоянии зарубежного опыта особенно необходимы для международного общения.
К началу XXI в. сформированы определенные концептуальные основы сравнительного правоведения, которые имеют универсальный характер. В первую очередь это можно отнести к интерпретациям предмета сравнительного правоведения, в качестве конструирующего элемента которого выступает правовая карта мира, т.е. основные правовые системы современности.
|
|
Магистерская программа направлена на формирование у обучающихся знаний и навыков, необходимых для решения ключевых задач, без реализации которых невозможно правильно ориентироваться в профессиональной юридической деятельности, инновациях и тенденциях развития современной юриспруденции.
Сравнительное правоведение имеет чрезвычайно большой потенциал не только для развития собственно юридических наук, но и с точки зрения влияния на интенсификацию международного политического сотрудничества и международных экономических связей, реформирования политической и правовой жизни, социально-гуманитарного образования, формирования демократического, плюралистического мировоззрения молодого поколения.
Осуществление эффективных политических и правовых реформ невозможно на основе только национального опыта или простого ознакомления с законодательством определенных стран, а требует систематизированного научного знания об общемировых и региональных тенденциях правового развития, которое аккумулируется прежде всего сравнительным правоведением.
Необходимость международного сотрудничества, глобальные проблемы современности (научно-технический прогресс, экология, демография) требуют пристального внимания к основным правовым системам современности, нового видения существующих правовых проблем. И в этом плане возрастает роль сравнительного правоведения как способа изучения и оценки юридических сфер, в которых происходит это сотрудничество. Здесь открываются широкие возможности для использования сравнительного правоведения в целях международного сотрудничества, формирования единого мирового правового пространства.
|
|
Цель курса. Курс «Сравнительное правоведение» направлен на формирование правовой культуры и профессиональных навыков студентов –юристов, что позволит полнее осмысливать новые явления и ведущие тенденции в развитии правовых систем современности, выявлять основные закономерности правового развития, оперировать новейшим зарубежным правовым материалом.
Авторы рабочей программы исходят из посылки о том, что магистры – это во многом исследователи, а магистерская диссертация – определенный вид научно-исследовательской работы, результатом которой является получение первой научной степени ученого. Настоящий спецкурс предусматривает изучение проблем природы, сущности, социального назначения государства и права, эволюции правопонимания, соотношения правовых систем и правовых семей, изучение различных источников права, взаимодействия системы права и системы законодательства. Общетеоретические аспекты сравнительного правоведения выступают также условиями эффективной работы юриста-практика любого профиля: юрисконсульта, нотариуса, судьи, прокурора, следователя, адвоката, и.т.д.
К изучающему «Сравнительное правоведение» предъявляются определенные требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям магистранта, необходимым при освоении данной дисциплины. Они приобретаются в результате освоения предшествующих теоретических дисциплин и практик, для которых освоение данной дисциплины необходимо, среди которых теория права и государства, история права и государства, история политических и правовых учений, философия права.
Задачи курса. Задачи курса «Сравнительное правоведение» состоят в формировании у студентов следующих основных навыков, которые должен иметь специалист-профессионал для успешной работы по своей специальности:
1) осознание методологических проблем сравнительно-правового исследования (при этом значительное место должна занимать теория сравнительно-правового метода)
2) сопоставительное изучение основных правовых систем современности, а также систематизированное изучение зарубежного права
3) обобщение и систематизация результатов конкретных сравнительно-правовых исследований
4) разработка конкретных методических правил и процессов сравнительно правовых исследований
5) исследование историко-сравнительных правовых проблем
6) сравнительное изучение международно-правовых вопросов современности.
В результате изучения дисциплины выпускники должны
знать:
- понятие и значение сравнения;
- историю сравнительного правоведения, в частности, возникновение и основные этапы развития Сравнительного правоведения, современное состояние компаративистики;
- типологию и классификацию правовых систем современности, юридические критерии правовой типологии и классификации;
- социально-экономические, исторические и культурные предпосылки возникновения основных правовых семей современности, географию распространения правовых семей;
уметь:
- выделять предмет сравнительного правоведения;
- оперировать методами сравнительного правоведения;
- определять место сравнительного правоведения в системе юридических наук;
- использовать сравнительный метод для решения конкретных научно-практических правовых проблем национального законодательства;
- видеть роль сравнительного правоведения в развитии экономического и культурного сотрудничества между народами;
|
|
- ориентироваться в основных семьях современных правовых систем;
- устанавливать соотношение национального (внутригосударственного) и международного права, влияние международного права на развитие национальных правовых систем;
- вскрывать механизмы сближения национальных правовых систем на основе международного права;
- устанавливать общее и особенное в правовых системах различных правовых семей;
- осуществлять правовую экспертизу элементов национальной правовой системы и относить ее к той или иной группе правовых систем и правовой семьи
- ориентироваться в специальной литературе, уметь анализировать значимые международно-правовые акты.
Магистрант должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
- владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);
- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- обладать культурой поведения, готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК- 7);
- способность использовать основные положения и методы фундаментальных и отраслевых юридических наук при решении профессиональных задач (ОК-8);
- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);
|
|
- владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки правовой информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11);
- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);
- владеть необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13);
- вести здоровый образ жизни, расти в духовном и интеллектуальном отношениях;
- участвовать в занятиях физической культурой и спортом.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к результатам обучения по дисциплине «Сравнительное правоведение» предъявляются следующие компетенционные требования (профессиональные компетенции – далее ПК):
в правотворческой деятельности:
- способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
- способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
в организационно-управленческой деятельности:
- способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);
- способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);
в научно-исследовательской деятельности:
- способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11);
в педагогической деятельности:
- способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне (ПК-12);
- способностью управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-13);
- способностью организовывать и проводить педагогические исследования
(ПК-14);
- способностью эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-15).
Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных в рамках подготовки бакалавров (специалистов) по следующим дисциплинам: «Теория права и государства»; «История права и государства»; «История политических и правовых учений»; «Философия права»; «Социология права»; «Конституционное право зарубежных стран»; «Международное право» и др.
Структурно дисциплина состоит из 12 взаимосвязанных тем.
Изучение дисциплины завершается сдачей экзамена.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы (по учебному плану) | Количество зачетных единиц и часов по заочной форме обучения |
Зачетные единицы - общая трудоемкость | 3 з.е. - 108 ч. |
Всего аудиторных занятий из них: | |
Лекции | |
Семинарские (практические) занятия | |
Самостоятельная работа | |
Экзаменационная сессия | |
Форма итогового контроля | экзамен |
Тематический план